На фронтах Киева: репортаж со снежных баррикад
На Липках все спокойно
Липки – историческая местность в центре Киева. Здесь находятся улицы Институтская, Банковая, Лютеранская, чьи названия столько раз мелькали в новостях за прошедшие недели. Сейчас здесь спокойно (текст писался в воскресенье вечером). Украинская революция "неровная" - короткие вспышки противостояний чередуются длительными периодами тишины и покоя.
Первым кризисом стали разгон Майдана "Беркутом" в ночь на 30 ноября и последовавшие за ним события 1 декабря – захват зданий горадминистрации и Дома профсоюзов, рывок "революционного трактора" вверх по Банковой улице. Второй кризис пришелся на 10-11 декабря – штурм Майдана в ночь на среду, а затем уже утром попытка силами того же "Беркута" вытеснить сторонников оппозиции из здания мэрии. И если 30 ноября сотрудникам правоохранительных органов все уже удалось разогнать первый Евромайдан, то 10-11 декабря ни одно из указанных мероприятий не было доведено до конца. Митингующие сохранили свои позиции, а то, что потеряли (баррикаду на Институтской), вернули уже к вечеру.
При этом оба эпизода, в ходе которых применялась сила, обернулись фактическим поражением властей. Не сумев ни погасить протесты, ни выполнить решение суда об освобождении центральных улиц и занятых оппозицией зданий (а это удар по престижу), они зато вызвали новый интерес к затухавшему было протесту, а заодно и рост сочувствия к пострадавшим от действий силовиков. Неудивительно, что во второй половине минувшей недели последовали жесткие заявления со стороны президента Виктора Януковича и премьер-министра Николая Азарова о недопустимости применения силы ни одной из сторон. Заодно нашли виновных в возмутившем Украину разгоне преимущественно студенческого митинга в ночь на 30 ноября. Ими оказались мэр Киева Александр Попов, начальник городской милиции Валерий Коряка и заместитель секретаря Совета безопасности и обороны Украины Владимир Сивкович. В то же время Апелляционный суд изменил меру пресечения подозреваемым в участии в массовых беспорядках 1 декабря, освободив их из-под стражи.
После таких уступок со стороны властей их возвращение к силовому варианту кажется маловероятным. А одновременно с этим компромиссные действия выбивают почву из-под ног тех сил в лагере оппозиции, которым хотелось бы обострения противостояния. Так что пока на Липках все спокойно.
Долго ли продлится это затишье? Вероятно, это станет ясно уже в ближайшие дни. Утром в понедельник, 16 декабря, прошло заседание фракции Партии регионов с участием правительства, на котором однопартийцы Н.Азарова обсудили вопрос об отставке 90% членов его кабинета, а по некоторым данным, и самого премьера. Это является одним из главных требований собравшихся на Майдане. Может быть, именно поэтому лидеры оппозиции намерены также в понедельник предложить митингующим рассмотреть вопрос о сроках прекращения протеста. Другое важное событие ближайших дней – подписание в Москве 17 декабря российско-украинских соглашений, подготовленных в результате работы межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Лидеры Майдана утверждают, что это станет первым шагом к вступлению Украины в Таможенный союз. Собираемое уже третье воскресенье подряд "народное вече" на площади Независимости "запретило" В.Януковичу подписывать указанные договоренности. Впрочем, в силу такого "запрета" не верят и на Майдане. Для обсуждения итогов визита президента в Москву на вечер вторника назначено очередное "народное вече".
"Фронты революции"
Ситуация в центре Киева напоминает фронт военных действий. Как и на исторической Шипке, простуда, обморожения, истощение на площади Независимости - вещи привычные. Каждое утро постоянно дежурящие рядом скорые забирают очередную партию больных. Утром в воскресенье один из обитателей палаточного городка умер от инфаркта.
Фото: РБК
В середине недели параллель с военным лагерем усугублялась напряженностью после неудавшегося штурма городка митингующих и активными приготовлениями оппозиции к попыткам его повторить. "Комендант" Майдана Андрий Парубий в четверг объявил о создании в арендованном оппозицией Доме архитектора (расположен в 300 м от площади Независимости на улице Бориса Гринченко) "штаба самообороны".
В просторном фойе – человек пять охраны у входа, молодые крепкие парни. За ними еще с десяток спят на матрасах на полу. Рядом со спящими - ставшие здесь привычными каски. "Отдыхают после смены на баррикадах", - объясняют охранники. Узнав, что я представитель прессы, проводят к столу информации.
"Главное отличие нашего штаба – здесь могут отдыхать только записавшиеся в самооборону, те, кто просто приехал на Майдан, здесь ночевать не смогут. Ну и координация. Если понадобится, можно будет быстро перебросить людей туда, где они более всего необходимы", - охотно поясняет молодой человек за столом. Всего меньше чем за сутки после организации штаба в его распоряжении было уже около 200 человек.
Киевские "революционеры", многим из которых нет и 20 лет, вообще очень любят рассказывать журналистам о своем "великом деле". Перед камерами такие "пресс-секретари", правда, на всякий случай одевают маски.
В Доме профсоюзов, где находится "штаб национального сопротивления", пресс-центр и главные координирующие органы оппозиционеров, в четверг с утра проверяли пожарные гидранты и брандспойты. "Будет приказ – откроем краны, остудим горячие головы", - делятся друг с другом защитники.
Фото: РБК Как раз из брандспойтов поливали бойцов "Беркута" в среду оппозиционеры, засевшие в городской администрации. В тот день автобусы с сотрудниками правоохранительных органов подъехали по пандусу прямо к дверям здания. В четверг-пятницу митингующие не только завалили пандус различным хламом и досками, но даже установили "ежи" - три сваренных металлических балки с протянутой между ними колючей проволокой. Есть ли в них толк, правда, большой вопрос, поскольку из-за своего значительного размера они никак не могут попасть под дно автобуса – тот просто сдвинет их бампером. Зато выглядят внушительно.
Но главным ноу-хау минувшей недели стали, конечно, снежные баррикады. С конца прошлой недели в Киеве шел сильный снег, который из-за протестов в центре просто не успевали убирать. Всю вторую половину дня в среду и в четверг собравшиеся на Майдане собирали его в мешки, из которых потом возводили баррикады. Из них сложили новую баррикаду на Институтской взамен разобранной в ночь штурма, а также еще одну на Крещатике у улицы Богдана Хмельницкого, заблокировав подъезд к горадминистрации лучше любых ежей. Однако относительно теплая погода, которая пришла в Киев после снегопадов, уже наносит серьезный урон этим укреплениям.
Фото: РБК
Когда баррикады кое-где достигли в высоту четырех метров, обзавелись землянками и мостками, их строители стали думать уже не о функциональности, а об эстетике. Баррикада со стороны Крещатика получила название "Козацкий редут". Посередине баррикады на Институтской – икона Богородицы.
Фото: РБК Не те герои
То, что происходящие сегодня на Украине события носят ярко выраженный национальный окрас – бесспорно. Куда ни глянь – повсюду "жовто-блакитные" флаги, ленточки, шарфы. Гимн Украины звучит со сцены так часто, что через несколько дней запоминаешь его наизусть.
Эйфория от чувства, что присутствуешь при рождении новой нации, как пишут некоторые коллеги, постепенно проходит, когда обращаешь внимание, что помимо "жовто-блакитных" вокруг немало и черно-красных флагов. На Украине это флаг националистов. Любимая кричалка на Майдане - "Слава Украине! – Героям слава!" - тоже берет свое начало в Украинской повстанческой армии Степана Бандеры.
"На Майдане кричат – "Слава героям!" Но разве это те герои, которые сражались с немцами в Великую Отечественную, наши отцы и деды! Нет. Эти "герои" в наших отцов и дедов стреляли", - заявил один из лидеров Партии регионов Олег Царев на митинге Партии регионов на Европейской площади в Киеве 14 декабря.
В то же время пока этот национализм остается на идейном уровне. Другая кричалка, существовавшая в первые дни Майдана – "Кто не прыгает, тот москаль" - сейчас уже исчезла. К русским на Майдане относятся спокойно, вполне охотно разговаривают, отвечают на вопросы. Но, как правило, на "мове".
Впрочем, рисовать схему, где Майдан – "западенцы" и националисты, а Партия регионов уверенно занимает пророссийские позиции, не стоит. "Кто такой Тягнибок (один из лидеров оппозиции, возглавляет националистическую партию "Свобода". - Примеч. РБК)? Предатель. Тот, который помогает Кремлю и Москве", - говорила на том же митинге сторонников В.Януковича 14 декабря депутат от партии регионов Елена Бондаренко. "Кто такой Яценюк (лидер оппозиционной партии "Батькивщина". - Примеч. РБК)? Кто верит в то, что это сильный политик? Кто верит в то, что он трусливо, не поджав хвост, не подпишет любое соглашение, которое ему дадут в Брюсселе, Вашингтоне или Москве?" - продолжала она. В стенограмме митинга на партийном сайте Москва из ее выступления уже вычеркнуты.
Океан света
Настоящим завершением недели стало не воскресное "народное вече", которое, в отличие от мероприятий 1 и 8 декабря, прошло спокойно, а выступление на Майдане группы "Океан Эльзы" в субботу вечером. Где было больше народу – на вече или на концерте, – большой вопрос. В субботний вечер Майдан преобразился – если в будни днем на нем в последнее время, кажется, преобладают привезенные в Киев западноукраинские крестьяне (своих сторонников на митинги в столицу мобилизуют и власти, и оппозиция), юноши с горящим взором из самообороны и стянувшиеся на бесплатные бутерброды бомжи, то по случаю широко разрекламированного "Океана Эльзы" собралось много молодежи.
Появление известной группы, намечавшееся изначально на 20:00, в итоге задержалось почти на час. К половине девятого на Майдане яблоку упасть было негде. Было ли это сделано специально, или действительно организаторам митинга так повезло, но время зря они не теряли. Ведущие попросили собравшихся поднять над головами мобильные телефоны – так получилось море ярких огней на площади Независимости, которое как раз в этот момент из окна своей гостиницы снял американский сенатор Джон Маккейн, чтобы потом выложить в Twitter со словами восхищения единением украинского народа в борьбе за свободу.
Фото: twitter.com/SenJohnMcCainА еще в Киеве в субботу с неба падали деньги. Пара молодых людей разбрасывали из окна гостиницы "Козацкая", что в полусотне метров от Майдана, гривны с проставленными печатью словами "Мир. Майдан. Мавроди". Вскоре молодые люди ехали в отделение милиции, а рядом с гостиницей суетились милиционеры и организаторы Майдана. И тем, и другим такие неожиданности, в которых при желании можно было бы углядеть провокацию, были нужны меньше всего. Киев из поля боя начала недели к ее концу превратился то ли в огромную концертную площадку, то ли в тематический парк для иностранных политиков с баррикадами в качестве аттракционов.
Константин Владимиров, РБК