Лента новостей
Фудтраки и автолавки: как устроен уличный бизнес на «колесах» РБК и ГАЗ, 18:47 Mail.Ru Group и «Яндекс» отчитались о росте выручки Технологии и медиа, 18:45 ФАС одобрила сделку по покупке Мордашовым 42% сети гипермаркетов «Лента» Бизнес, 18:37 Зеленский обвинил ЦИК в затягивании признания его победы Политика, 18:35 ВЦИОМ сообщил о самом высоком с 1990 года уровне счастья россиян Общество, 18:34 Компании из США назначили штраф за нарушение санкций против «Роснефти» Политика, 18:32 Минобороны заявило об отсутствии планов менять цвет погон у десантников Общество, 18:31 Криптовалюта от Nike: что известно о монете Крипто, 18:30 США запретили въезд в страну главе правительства Чечни Политика, 18:27 На «Юле» выставили на продажу «визитку Путина» времен СССР Общество, 18:20 Звезды криптоиндустрии: кто есть кто в блокчейн-бизнесе Партнерский материал, 18:19 «Енисей» выиграл первый за пять месяцев матч в чемпионате России Спорт, 18:19 Бизнес без отговорок: кто справился со страхами и открыл свое дело РБК и «Билайн» Бизнес, 18:13 Дэниел Крэйг и Рами Малек сыграют в новом фильме бондианы Общество, 17:58
Общество ,  
0 
Путин поручил разобраться с системой формирования цен на авиабилеты
Президент Владимир Путин критически отозвался о системе автоматизированного формирования цен на авиабилеты и согласился с ФАС в том, что работа системы выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков
Фото: Александр Тарасенков / Интерпресс / ТАСС

Президент Владимир Путин поручил разобраться с автоматизированной системой формирования цен на авиабилеты. Об этом он заявил на совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России, передает ТАСС. На сайте Кремля опубликовано вступительное слово президента на этом совещании, в нем этого фрагмента нет.

«Полностью с вами согласен. Надо точно совершенно разобраться, что там происходит», — сказал президент, комментируя слова главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, который заявил, что российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, устанавливающие тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса. Глава ФАС, в частности, указал на систему Amadeus, передает «Интерфакс».

Работа алгоритма таких систем выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков, отметил Артемьев.

Он предложил президенту распорядиться изучить эту систему и привести ее к экономически обоснованным показателям, что позволит избежать роста цен на билеты. «Можно было бы поручить Минэку, нам и Минтрансу эту систему разобрать и посмотреть, насколько она соответствует законодательству, лучшим практикам, которые есть», — сказал Артемьев, отметив, что цены не будут так быстро расти. «Они будут реально ниже. Я не могу сейчас оценить на сколько, но на десятки процентов точно», — заявил глава ФАС.

В ответ Путин сказал, что знает «про эти компьютерные системы, которые сами цены устанавливают». «Не хочется говорить, что чушь это все. И не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу сговора... Но разобраться с этим точно нужно», — сказал президент.

Цены на билеты формируются в рамках рынка, рассказала РБК PR manager Aviasales Юлия Домрачева. «Если есть спрос, то цены на билеты растут, это зависит от сезона — летом цены на билеты дороже, чем зимой, особенно это касается пляжных направлений», — сказала Домрачева.

При этом она отметила, что дистрибуционные системы могут замечать спрос на направления и устанавливать повышенные тарифы. «Система сама, без вмешательства человека, может повысить цены. Если билеты продолжают покупать, цена может повыситься еще в несколько раз. Но чаще повышение объясняется рыночными отношениями», — считает Домрачева.

По словам генерального директора агентства по бронированию Pososhok.ru Кирилла Фаминского, сейчас на рынке авиабилетов работают четыре системы бронирования, три глобальных — Sabre, Travelport, Amadeus и одна российская — «Сирена». При этом явного лидера на рынке нет, отмечает он.

«Поскольку все современные OTA имеют доступ ко всем GDS и могут в режиме онлайн получать информацию о стоимости перелетов и их наличии, завышение цен системами бронирования лишено всякого смысла», — объясняет Фаминский.

По его словам, такое завышение в принципе невозможно, поскольку цены на авиабилеты устанавливаются исключительно авиакомпаниями, и GDS не участвуют в формировании конечной стоимости, выступая только в роли технического информационного партнера, не участвуя даже в финансовых расчетах. При этом конкуренция на рынке авиаперевозок настолько высока, что войти в картельный сговор авиакомпаниям, даже в рамках одного альянса, практически нереально, уверен эксперт.

Он отмечает, что дорогие авиабилеты в России — это не проблема GDS. «Скорее это проблема структурная, которая в большей степени связана с неразвитой аэропортовой инфраструктурой, низкой конкуренцией, высокой стоимостью топлива и валютной закредитованностью авиаперевозчиков, о чем говорится уже много лет», — заключил Фаминский.

Как сообщила РБК представитель метапоиска Momondo в России Ирина Рябовол, на стоимости билетов сказывается заполняемость рейса, а также сезонность. «Цены устанавливаются коммерческими компаниями, приоритетом которых остается максимизация прибыли. Рост спроса на определенные направления или в «высокие» сезоны закономерно провоцирует рост цен», — пояснила Рябовол. По ее словам, метапоисковые системы исключены из процесса ценообразования.

Amadeus — одна из крупнейших в мире международных компьютерных систем бронирований (GDS). Система включает в себя сервис по бронированию авиабилетов, гостиниц, проката автомобилей. По открытым данным, системой Amadeus пользуются 36 тыс. представительств авиакомпаний для бронирования и продажи билетов, 134 авиакомпании — для хранения и управления расписанием, рейсами и тарифами. В системе содержится информация о 95% мест на регулярных рейсах авиакомпаний со всего мира. Как говорится на сайте компании, Amadeus предлагает бронировать билеты на рейсы более 420 авиакомпаний и просматривать расписание рейсов свыше 710 авиакомпаний мира.

На совещании Путин также поручил обнулить НДС на авиаперевозки в Калининградскую область. Такое заявление он сделал, несмотря на позицию Минфина по необходимости сохранения целостности налоговой системы. Для Калининграда можно сделать исключение, заявил Путин.

«По авиационным перевозкам для Калининграда НДС убираем», — констатировал президент, добавив, что это будет хорошей новостью для жителей региона.

В начале августа врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов направил письмо на имя главы ФАС с просьбой проверить обоснованность роста цен на авиабилеты по направлениям Москва — Калининград — Москва и Санкт-Петербург — Калининград — Санкт-Петербург.

В письме говорилось, что высокая цена на авиабилеты и недостаточное количество билетов по спецтарифам не позволяют жителям региона и другим россиянам со средним уровнем дохода воспользоваться воздушными перевозками в Калининградскую область.

«Принимая во внимание, что воздушный транспорт в текущей ситуации является гарантом обеспечения транспортной независимости региона, необходимо принять меры», — написал Алиханов.

Он также заявил, что подписал обращение к главе Минтранса Максиму Соколову, где говорится, что региону необходимо дополнительное субсидирование авиабилетов в 2017 году и увеличение финансирования программы в 2018–2019 годах.

 


 

Магазин исследований: аналитика по теме "Авиация"