Между рупией и ростом
Индийский центробанк ввел ограничения на инвестиции и денежные переводы за рубеж, чтобы остановить падение курса рупии и отток капитала. Страна переживает тяжелейший с 1990 года финансовый кризис: темпы роста ВВП опустились до минимальных за десять лет, рупия рекордно подешевела, а инфляция подскочила до 10%. Объявив об ограничениях накануне своей отставки, глава ЦБ Дуввури Суббарао позволит своему преемнику Рагураму Раджану сосредоточиться на реформах для ускорения экономического роста.
ЦБ Индии резко снизил лимит на зарубежные инвестиции местных компаний. Теперь без предварительного согласования с регулятором они могут вкладывать за границей сумму, равную их собственному капиталу, хотя раньше они могли инвестировать вчетверо больше этого порога. При этом также ограничивается вывод средств в виде переводов — резиденты смогут переводить только 75 тыс. долл. в год против 200 тыс. долл. ранее. Индийцам также запретили приобретать недвижимость за рубежом.
Власти надеются, что эти меры помогут улучшить ситуацию в экономике Индии. В прошлом финансовом году (закончился в марте) ВВП страны вырос всего на 5% — минимально с 2003 года. По подсчетам Nomura, частные переводы за рубеж и ПИИ индийских компаний за тот же период составили 15,9 млрд долл. При этом дефицит платежного баланса в Индии в прошлом году составил рекордные 4,8% ВВП. Цель правительства — сократить разрыв хотя бы до 3,7% ВВП в этом году. Из-за оттока капитала страна не может справиться с удешевлением рупии, которая с начала года потеряла 11% стоимости к доллару. И, как следствие, власти не в состоянии обуздать инфляцию, составляющую 10%.
Аналитики сходятся в том, что меры окажутся малоэффективными и могут даже навредить росту экономики. «История говорит о том, что сложно поддержать валютный курс в то время, когда наблюдается большой дефицит платежного баланса. Меры ЦБ не слишком эффективны и могут навредить экономике. Существует реальная опасность, что иностранцы после этого начнут выводить средства с удвоенной силой и порочный круг замкнется», — резюмировал эксперт Marketfield Asset Management Майкл Шаул. Несмотря на то что речь идет только о лимитах для местных компаний, а не для иностранных инвесторов, люди могут счесть это общим ограничением на движение капитала, добавил стратег по развивающимся рынкам UBS Бхану Бавейа. «Не думаю, что это решит проблемы Индии. В лучшем случае они смогут сократить отток капитала на 5 млрд долл. ежегодно», — цитирует его Bloomberg.
То, что объявленные меры не являются панацеей, признает даже сам глава центробанка Дуввури Суббарао. Сейчас ЦБ приходится экспериментировать, в частности поднимая процентные ставки и увеличивая налог на импорт золота и серебра, в попытке выполнить заказ властей на сдерживание валютного курса. Однако чиновники и министры сами не могут определиться, что в данный момент для них важнее: стабилизировать курс национальной валюты, вводя ограничения, или отпустить его немного, так как рост экономики важнее и компаниям-экспортерам ослабление рупии идет только на пользу.
Сторонников стимулирования роста, кажется, больше. В начале недели премьер-министр Индии Манмохан Сингх заверил, что замедление экономики временное и вскоре страна вернется к привычным темпам роста — около 8% в год. «Быстрый экономический рост является необходимым для страны. Без него мы, наверно, никогда не сможем выбраться из бедности», — заявил он. Его поддерживает будущий глава ЦБ Рагурам Раджан, который призывает «стать такими же параноиками относительно ускорения экономики, какими были в начале 90-х годов». Экономисты считают, что после ввода ограничений на отток капитала Раджан сможет сосредоточиться на стимулирующих рост реформах. Экономист выступает за ускорение приватизации (три четверти банковского сектора принадлежат государственным компаниям). Кроме того, он готов допустить иностранных инвесторов на рынок корпоративных и государственных облигаций, а также позволить зарубежным банкам приобретать небольшие индийские кредитные учреждения.