Коррупции больше, посадок меньше
Устав от наблюдения распилов и покупки должностей в госструктурах, Денис Примаков пошел работать в «Трансперенси Интернешнл — Россия», известную своими антикоррупционными исследованиями. В среду перед чиновниками из Генпрокуратуры, Минюста и МИДа г-н Примаков с коллегами презентовали свой доклад о внедрении Конвенции ООН против коррупции в надежде, что государство начнет применять правовые обязательства на практике.
«Я тот, кто еще верит в торжество и верховенство права», — сказал Денис Примаков РБК daily. В своем докладе он проанализировал случаи из судебной практики и статданные о применении статей конвенции ООН. Вывод: случаев коррупции все больше, а количество судебных наказаний за это все меньше.
Согласно материалам доклада, в 2009—2012 годах по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) было возбуждено 66 дел, 61 из которых закончилось вынесением обвинительного приговора. А за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) с декабря 2003 года по декабрь 2012-го возбуждено всего 18 дел, фигурантов семи из которых осудили, пяти — оправдали, в одном случае исходом стало соглашение со следствием, оставшиеся пять дел находятся на стадии рассмотрения.
Из приведенной статистики доля прекращенных дел — более 30% (за исключением ст. 290—291 УК РФ). Дела прекращают по двум ключевым основаниям — за отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) и по истечении срока давности (п. 3 ч. 2 ст. 24 УПК РФ).
Г-н Примаков с коллегами резюмируют, что законодательство России соответствует положениям Конвенции ООН, но проведенный анализ демонстрирует отход от логики документа. Например, устанавливается исключительный режим материального взыскания, что ведет к ослаблению тяжести наказания. «Данный порядок вместе с широким списком лиц, подпадающих под защиту иммунитета от уголовного преследования, делает неэффективной имплементацию ст. 15—16 конвенции», — говорится в отчете.
Эксперты рекомендуют начать привлекать к ответственности следователей, прокуроров, аудиторов, членов парламента к ответственности, несмотря на иммунитет. В качестве примера аналитики приводят расследование деятельности «Оборонсервиса», связанное с именем экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Они сомневаются, что в данном случае можно ожидать реального приговора. Также среди недостатков системы по искоренению коррупции эксперты называют отсутствие единого контролирующего органа, что исключает осуществление защитных мероприятий.
«Это все частности. Если мы говорим о коррупции, в первую очередь нужно подчеркивать момент с изъятием из Конвенции ООН целого ряда статей, среди которых 20-я, о незаконном обогащении чиновников», — сказал РБК daily известный защитник этой идеи депутат от СР Дмитрий Горовцов. Он напомнил, что есть два определения Конституционного суда РФ, где сказано, что граждане, идущие на госслужбу, сознательно берут на себя ряд ограничений и ссылки на 49-ю статью Конституции РФ, что якобы 20-я статья ограничивает свободу чиновников, неуместны.
«Раз мы не включили 20-ю статью в состав, значит, наши правоохранительные органы до сих пор не получили реального инструмента борьбы с коррупцией», — уверен депутат.
В настоящее время в думском комитете по безопасности есть законопроект о ратификации 20-й статьи конвенции, который собрал в поддержку более 100 подписей депутатов от всех четырех фракций. Также политики располагают 115 тыс. подписей граждан, собранных в Интернете. Рассмотрение проекта намечено на июнь.
В июне же, как рассказал Денис Примаков, ожидается долгожданная публикация отчета российских властей по применению антикоррупционной конвенции. До настоящего времени этот документ был лишь на английском языке, но в ходе «круглого стола» удалось достичь договоренности с представителями Минюста, что он будет переведен на русский и после согласования с президентом представлен общественности.