Диодный мост в светлое будущее
В «Час Земли-2013» Москва сэкономила 26 тыс. руб. Столь несерьезную на первый взгляд цифру руководитель городского департамента топливно-энергетического хозяйства Павел Ливинский сообщил с явным удовольствием — как иллюстрацию эффективности энергосберегающих технологий, использующихся в столице. Ведь если бы в архитектурно-художественной подсветке 90 зданий, которая была отключена во время всемирной экологической акции, применялись обычные лампы, а не светодиоды, экономия была бы ровно в десять раз больше. Иными словами, сегодня Москва ежедневно платит за подсветку этих 90 строений не 260 тыс. руб. за 10 часов работы, а в десять раз меньше.
Жаль, что пока так хорошо экономить бюджетные средства удается лишь точечно. Во время мартовской пресс-конференции того же Ливинского, посвященной итогам 2012 года и планам на год текущий, прозвучала шокирующая цифра: на освещение одного московского двора уходит до полумиллиона рублей. Сколько тогда съедают бюджетных денег фонари на улицах, вдоль магистралей?
По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), сегодня 19% всей потребляемой в мире электроэнергии расходуется на освещение. Современные световые (прежде всего светодиодные) технологии дают до 40% экономии. По подсчетам экспертов МЭА, в мировом масштабе это эквивалентно 106 млрд евро в год. Плюсы использования светодиодов очевидны и с точки зрения экологии: на 555 млн т ежегодно сокращаются выбросы в атмосферу углекислого газа, экономится 2 ТВт электроэнергии и 1,5 млрд барр. нефти.
Экономия от перехода на светодиоды складывается из множества составляющих. Такие светильники позволяют снижать энергопотребление более чем втрое и при этом не имеют себе равных по долговечности: при непрерывном использовании служат от 10 до 15 лет, при работе только в темное время суток — до 25 лет. Светодиоды не создают проблем с утилизацией и могут применяться для уличного освещения в любых климатических зонах: диапазон рабочих температур составляет от -60 до +45°C. Ну и, наконец, нельзя не сказать о такой важной характеристике светодиодов, как возможность их полной интеграции в интеллектуальные системы управления уличным освещением, без развития которых «умный» город не построить.
О необходимости внедрения системы «умный свет» в столице нашей страны говорится много, и данная работа начинается с замены обычных ламп в уличных светильниках на светодиодные. Помимо уже названного проекта по подсветке зданий Москва постепенно освещает таким образом МКАД. А сейчас светодиоды тестируют на Садовом кольце: на Зубовском бульваре установили 90 светильников от разных производителей. Эксперимент рассчитан на месяц, затем в департаменте топливно-энергетического хозяйства столицы сделают необходимые выводы по его эффективности, и светодиоды, скорее всего, начнут применять на других участках Садового кольца.
К слову, несмотря на относительную дороговизну светодиодных ламп, чрезмерной нагрузки на бюджет столицы не планируется: замена морально устаревших уличных светильников в Москве будет производиться в том числе за счет внебюджетных средств. Город уже опробовал практику заключения с инвесторами энергосервисных контрактов, предусматривающих возмещение затрат за счет достигнутой в результате внедрения энергосберегающих технологий экономии. А инвесторы, в свою очередь, давно подсчитали доходность таких договоров. Так, одна крупная российская компания, производящая светодиоды, на своем сайте подробно расписывает экономику вопроса. Для примера взят 1 км типовой автодороги класса А, на котором заменено 33 светильника с обычными лампами на светодиодные. Из расчетов видно, что окупаемость светодиодных ламп составляет три года, а за пять лет доходность инвестиций достигает 15,87% годовых, что выше ставки любого банковского депозита.
По сути, от муниципалитетов требуется лишь привлечь инвестора и выделить ему участок автомагистрали. Да, именно автомагистрали: так исторически сложилось, что переход нашей страны на светодиодные лампы начался с освещения главных дорог, и это представляется логичным. Однако не стоит забывать и о второстепенных с точки зрения транспортной загруженности дорогах, где машины проезжают раз в полчаса, но ведь все-таки проезжают. И коль скоро право автолюбителей на качественные дорожные условия мы не ставим под сомнение, то освещать необходимо и такие дороги тоже. А снизить издержки позволит использование датчиков движения.
Их также правильно было бы применять и во дворах (вспомним о 0,5 млн руб. на среднестатистический московский двор), и в подъездах, на освещение которых уходит, по различным подсчетам, от 5 до 10% электроэнергии, потребляемой многоквартирным домом. Датчики движения способны дать до 90% экономии.
Впрочем, установка светодиодов и создание «умных сетей» на небольших улицах, во дворах и в подъездах жилых домов — это не первоочередной этап модернизации уличного освещения российских городов. Конечно, в идеале выстраивать все системы «умного» города нужно одновременно, но насколько это осуществимо в российских реалиях, большой вопрос.
Сегодня, пожалуй, главной нашей проблемой — и это касается не только уличного освещения — является консервативность экономического мышления. Экономия по-российски основана на принципе «здесь и сейчас», об окупаемости технологии в долгосрочной перспективе думать как-то не принято. Однако с каждым годом и светодиодные светильники, и интеллектуальные системы управления уличным освещением становятся все более доступными по стоимости, и это внушает определенные надежды. На светлое будущее, конечно же.