Прогноз: Рост российского рынка кондиционеров составит 20% в 2007г.
Теперь потребители обращают внимание не только на качество систем, но и на условия их сервисного обслуживания. Что касается производства, то здесь происходят процессы, характерные для большинства отраслей: перенос собственного производства в страны Юго-Восточной Азии.
Прошлый год, по экспертным оценкам, был знаменательным для рынка кондиционеров. Лето выдалось жарким, а доходы населения в долларовом выражении выросли практически в два раза. Так, количество тех, кто может купить кондиционеры, увеличилось в 2,5–3 раза в 2006г. по сравнению с 2005г., что вызвало 40-процентный прирост рынка в количественном отношении, 20-процентный прирост в денежном выражении. "Рынок кондиционеров вырос за счет бытового рынка. Что касается продаж кондиционеров в офисы, то здесь ничего не изменилось. В этом сегменте отмечается 20% рост, как и в предыдущие годы", - сказал в эфире программы "В фокусе" на канале РБК-ТВ директор маркетингового агентства "Литвинчук и маркетинг" Георгий Литвинчук.
Эксперты часто делят кондиционеры с точки зрения цены. Первая группа достаточно дорога - от $800 до $1200 за сплит-систему (они состоят из двух блоков — внутреннего, расположенного в помещении, и наружного, вынесенного на улицу) мощностью около 2 киловатт. Такие устройства характеризует высокая надежность, процент заводских дефектов не более 0,3%, срок службы не менее 10 лет. Вторая группа изделий, так называемый средний класс, практически не уступает лидерам. Различия в основном в упрощенной системе защиты от неправильной эксплуатации, чуть выше уровень шума. Цена такого устройства - $700-900. И наконец, бюджетная техника от корейских, китайских и российских производителей, где брак может превышать 1%. Из-за жесткой конкуренции в этом ценовом сегменте преимущества имеет система, обеспеченная качественным сервисом.
"На данный момент китайские производители являются самыми агрессивными на рынке. Системы кондиционирования активно смещаются в страны Юго-Восточной Азии, на китайские площадки. Практически в каждом сегменте этой техники они имеют конкурентные модельные ряды", - говорит председатель совета директоров "Русклимата" Михаил Тимошенко.
Что же касается производства российских кондиционеров, то оно практически отсутствует. В России не существует ни одного завода по производству бытовых кондиционеров. Есть бренды, которые принадлежат российским компаниям, - например, General Climate. Однако продукция под этой маркой тоже делается на китайском заводе Midea.
"Но этого не нужно бояться. Уровень качества кондиционеров на китайских заводах существенно выше, чем на заводах других стран. Если выбирать между китайской или европейской сборкой, то я обязательно выберу китайскую", - уверяет Г. Литвинчук.
По расчетам экспертов, в России нерентабельно производить кондиционеры, в отличие от Китая, где дешевая рабочая сила, льготное налогообложение и либеральные экологические требования. Для того чтобы это было рентабельно, необходимо выйти на объем производства полмиллиона кондиционеров в год, то есть занять около половины российского рынка.
В то же время роль китайских кондиционеров в промышленном значении практически не ощущается. Так, в производстве центральных кондиционеров, которые применяются для обработки воздуха в общественных зданиях и в технологических помещениях, российские производители занимают около 45% отечественного рынка. Объясняется это тем, что обычно система промышленных кондиционеров делается на заказ, срок исполнения заказа - 1,5 месяца. Если везти эту же систему из Китая, то срок выполнения заказа увеличивается до трех с половиной месяцев. Держать подобное оборудование на складе невозможно, поскольку оно делается с индивидуальными особенностями.
Если говорить о лидерах производства кондиционеров, то японские производители занимают порядка 40% рынка, китайские производители - около 27% рынка. Китай постепенно забирает долю корейцев. Как отметил М.Тимошенко, беда корейцев в сбытовой политике. Они не дают продавцам заработать на продажах своего оборудования, у них очень низкая рентабельность в системе дистрибуции корейских брендов.
По предварительным оценкам, рост российского рынка кондиционеров замедлится, но спрос на кондиционеры продолжится, даже если лето будет прохладным. Рост рынка составит в количественном выражении 20%, в денежном - около 15-17%.