В окрестностях Константинополя
Малая Азия богата памятными местами. Каждый клочок средиземноморского полуострова пропитан историей. Никея — одно из таких мест. Здесь прообраз Санта-Клауса в прямом смысле дрался за догматы христианской веры, Император Константин отдыхал на берегу живописного озера в своем дворце, и отсюда берет начало современная европейская цивилизация.
Путешествие в Никею состоялось случайно. Во время тестов Chevrolet Malibu маршрут был проложен по окрестностям Стамбула, которые были запружены пробками. Чтобы не коптить небо выхлопом, мы решили отправиться куда-нибудь подальше, и сама судьба забросила нас в этот исторический городок. Никея интересна не только своими византийскими памятниками или средневековыми турецкими улицами, и уж тем более не прекрасной посудой, изготавливаемой ремесленниками по средневековым технологиям. Она считается колыбелью современной европейской цивилизации. Именно здесь на двух Вселенских Соборах были приняты ключевые положения христианской веры, составляющие фундамент нашего мировоззрения.
ЖЕМЧУЖИНА СРЕДИ КОРОВНИКОВ
Сейчас город называется Изник, что в тюркской транскрипции повторяет название «Никея». Так же именуется большое и тихое озеро, на берегу которого город и расположен. От Стамбула Изник отделяют 125 км живописных дорог, которые пролегают по пологим горам. Местные дорожники пробивают сквозь горы новое шоссе. Между тем несколько километров пути проходят по старой дороге, оставшейся, видимо, еще с императорских времен. Узкая, извилистая, она идет по склонам пологих холмов.
Полчаса пути заканчиваются необычным зрелищем. Вдруг среди грязных коровников, ржавых тракторных остовов и иных сельскохозяйственных пейзажей выплывает огромная каменная стена с величественной аркой. И сразу за ней открывается город. Когда-то дорога проходила через эти ворота. В них просматриваются остатки древней мостовой. Пешеходы ходят там до сих пор. Однако для проезда машин пришлось пойти на варварство и проломить в стене слева от древних ворот широкий проем.
Так получилось, что после турецкого завоевания изменились торговые пути, и город потерял свое былое влияние. Сейчас в Никее живет даже меньше жителей, чем в византийский период. Почти все дома скрываются в пределах городской стены. Некоторые жмутся к самой стене, некоторые даже залезают на ее края.
Если приглядеться к кладке стены, то можно увидеть в ней фрагменты древних зданий. Это части гранитных колонн, строительных блоков весом по несколько тонн, балок и огромных облицовочных плит из мрамора. Это остатки языческих храмов, которые с принятием новой религии пошли на слом. Греки с воодушевлением принялись разбирать свои культовые постройки, а освободившийся строительный мусор отправляли на укрепление фортификационных сооружений. Именно поэтому любителям античности стоит тщательнее присмотреться к стене.
ИМПЕРАТОРСКОЕ ДЕЛО
Император Константин очень любил Никею. Сюда в начале IV века он переехал из Рима и отдыхал душой от сплетен и жестоких интриг Вечного города. Именно этот благодатный уголок император выбрал, чтобы провозгласить новую государствообразующую идеологию, каковой стало христианство. В его дворце был проведен первый Собор епископов всего христианского мира, призванный выработать единый догмат веры, который до сих пор скрепляет европейский мир в единое цивилизационное поле.
Делегаты съезжались со всех концов обширной империи, куда могла дотянуться развитая императорская почта. Всего прибыло 318 епископов, среди которых был и епископ Мир Ликийских, известный у нас как Николай Угодник, а за рубежом именуемый Санта-Клаусом (проживая в провинции Анталия, на Рождество он дарил подарки своей пастве и подбрасывал нуждающимся деньги через печную трубу, за что и вошел в народные легенды).
Николай Угодник был не робкого десятка. Существует сказание, что прямо на Соборе он поколотил еретика Ария за непочтительные слова, допущенные во время произнесения горячей речи. Епископам даже пришлось пожурить Николая за его отрезвляющий хук.
И вот в июле 325 года участники Вселенского Собора утвердили главные догматы христианской веры и тем самым открыли для Западной и Восточной Европы новую страницу истории.
Второй Вселенский Собор проходил в Никее много позже — в 787 году. Тогда после нескольких десятилетий власти иконоборцев христианский мир стал возвращаться к почитанию икон. В церкви Софии в VIII веке собрались более 300 делегатов, провозгласивших иконопочитание. Благодаря этому решению Собора Европа получила религиозное обоснование развития изобразительных искусств. Вновь открываются иконописные школы, а университеты Константинополя и иных городов империи развивают светскую технику живописи. IX—X века считаются расцветом светских наук в Византии. После чего, накопив достаточный багаж знаний, мастера эстетического жанра перебрались в Италию, где и заложили основы будущей эпохи Возрождения.
Церковь Софии можно увидеть и сейчас. Правда, во время греко-турецкой войны 1919—1922 годов в ней вспыхнул пожар и рухнула кровля. Почти столетие церковь оставалась без ремонта, и ее голые стены были немыми судьями творимому в начале века безумству. И только в 2007 году храм отреставрировали и превратили в музей.
Если пройтись вдоль византийской стены, то она выведет прямиком к берегу озера. Зеркальная гладь воды, плывущие облака и горы вокруг создают картину удивительной красоты. Турки начали строить здесь элитные районы малоэтажного жилья. Но грянул финансовый кризис, и объекты заморозили. Двухэтажные особнячки так и стоят с пустыми глазницами на берегу.
В общем, несмотря на все перипетии пережитых веков, Никея сохраняет в себе уникальный дух. Он скрывается за нагромождениями турецких сараев и открывается тому, кто готов его воспринимать. Дух Никеи никогда не уходил из Изника, несмотря на наслоения более поздней культуры.