В аварии батискафа АС-28 виноват экипаж
Закончено расследование обстоятельств аварии батискафа АС-28, который в августе 2005г. запутался в рыболовных сетях у берегов Камчатки. Как заявил журналистам командующий войсками и силами на северо-востоке России контр-адмирал Александр Витко, виновным в случившемся признан экипаж. По словам А.Витко, в первую очередь виновными являются "члены экипажа, допустившие нарушения при осмотре глубоководного объекта".
Кроме того, в ходе следствия выяснилось, что российские специалисты могли самостоятельно спасти батискаф еще в первые часы чрезвычайного происшествия, но не среагировали вовремя. В итоге операция продолжалась трое суток. АС-28 оказался на поверхности лишь после того, как британский аппарат "Скорпион" перерезал сеть. "У нас была возможность самостоятельно поднять аппарат, но, к сожалению, мы этот момент упустили", - признал А.Витко.
По словам командующего, причиной того, что помощь терпящему бедствие батискафу не удалось оказать своевременно, было не отсутствие современных средств спасения, а "оставляющий желать лучшего уровень подготовки специалистов". А.Витко сообщил, что по результатам расследования "предприняты кадровые перестановки, сделаны выводы о состоянии спасательных сил Камчатки и Военно-морского флота".
Однако следует отметить, что в главном штабе ВМФ заявление А.Витко назвали "его личным мнением". Так прокомментировал слова контр-адмирала помощник главкома ВМФ России, капитан первого ранга Игорь Дыгало.
Он подчеркнул, что результаты работы специально созданной комиссии по расследованию причин аварии АС-28 были публично и в полном объеме обнародованы. Адмирал А.Виткко не входил в состав этой комиссии, а следовательно, его высказывания могут носить только частный характер.
Авария батискафа АС-28 произошла в августе 2005г. Он попал в подводную ловушку при штатном погружении в бухте Березовая на Камчатке. В подводном аппарате находилось 7 человек. Экипаж спасли в результате международной операции с помощью английского подводного аппарата Scorpio. Помимо англичан, в спасательной операции принимали участие представители военно-морских сил США, а также спасательные суда из Японии.
Официально причиной аварии было названо ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности рядом должностных лиц Военно-морского флота. По результатам расследования указом президента был освобожден от должности заместитель командующего военно-морскими силами на Северо-Востоке контр-адмирал Александр Заика. Ряду других должностных лиц Тихоокеанского флота было вынесено дисциплинарное взыскание. В частности, приказом министра обороны РФ командующему Тихоокеанским флотом Виктору Федорову был объявлен выговор, а начальнику штаба Тихоокеанского флота Виктору Гаврикову - неполное служебное соответствие.