Летчики не верят, что Як-42 погиб из-за стояночного тормоза
Президент фонда "Партнер гражданской авиации" заслуженный пилот СССР Олег Смирнов не считает эту версию вероятной, так как она не имеет под собой никаких доказательств: подобные вещи фиксируются черными ящиками, поэтому если бы была такая ошибка, то она бы проявилась.
"Перед тем как выруливать, самолет снимается со стояночного тормоза специальным устройством. Это делается легко и, что называется, непринужденно. И дается повышенный режим работы двигателя, чтобы сдвинуться с места, если нет уклона. Бывает так, что достаточно снять со стояночного тормоза, и самолет начинает двигаться, но, как правило, или нет уклона, или он положительный и надо давать повышенный взлетный режим. И если стояночный тормоз остается включенным, то необходим повышенный режим работы двигателей, больше мощности, чтобы преодолеть сопротивление заторможенных стояночным тормозом колес. И поскольку это не короткий эпизод, надо рулить по перрону, потом надо рулить по рулежной дорожке и еще частично по взлетно-посадочной полосе, для профессионала быстро стало бы понятно, что происходит что-то не то. Повышенный режим работы двигателя сразу обращает на себя внимание. Такие случаи бывали, конечно, у каждого, в том числе и у меня, но на то, что стояночный тормоз не снят, сразу обращаешь внимание. В таком случае тормоз снимается, и взлет производится без особых замечаний. Это все фиксируется на самописцах, и я не думаю, что комиссия не обратила бы на это внимания", - говорит заслуженный пилот Советского Союза.
Второй момент, на который О.Смирнов обращает внимание: если бы были заторможены колеса, то в обязательном порядке на бетоне, рулежке и взлетно-посадочной полосе остались бы черные следы, потому что при таком варианте происходит частичное разрушение резиновой части колес.
"И плюс еще есть контрольная карта, так называемая молитва. Перед каждым взлетом, перед каждой посадкой она читается. Эта карта-напоминаловка, которая перечисляет жизненно важные приборы, системы и функции, их включение и выключение. Один член экипажа произносит фразы, и ответ должен быть "включено". Стояночный тормоз - снят. И так далее. Это тоже не могло не сработать", - уверен эксперт.
Он отмечает положительный результат работы комиссии: на данный момент из десятка версий катастрофы остались две. Методом исключения, это так и положено делать. "Помните, был и керосин виновен, и полоса, и руль был виноват, и установка стабилизатора. Сейчас осталось две версии: или техника, или экипаж. Я думаю, что комиссия движется в правильном направлении, и из двух причин она выберет соответствующую", - резюмирует он, при этом отмечая, что никогда катастрофа не происходит по одной причине. Как правило, она происходит в результате слияния нескольких причин и нескольких поводов.
В свою очередь специалист по безопасности полетов заслуженный летчик России Владимир Герасимов не торопится отметать версию о неснятом стояночном тормозе: "Нормальная версия, имеет право на жизнь". Но он также уверен, что эту версию легко проверить: "Во-первых, это видно на черном ящике, во-вторых, это видно на полосе. Я не был на полосе и не был допущен к черному ящику".
Напомним, самолет Як-42 разбился 7 сентября 2011г. в 16:05 мск. На борту воздушного судна находилась хоккейная команда "Локомотив" (Ярославль), которая летела в Белоруссию для участия в запланированном на 8 сентября 2011г. матче с клубом "Динамо" (Минск).
На борту потерпевшего крушение Як-42 было 45 человек, выжил только член экипажа Александр Сизов. По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).
Как сообщил сегодня "Московскому комсомольцу" источник в авиапроме, пилоты разбившегося Як-42 при взлете допустили серьезную ошибку: они забыли отключить стояночный тормоз. Мощности двигателей воздушного судна хватило на то, чтобы лайнер тронулся с места даже на "ручнике" и начал разгон по взлетно-посадочной полосе. Однако пилотам не удалось разогнать самолет до взлетной скорости.