Пивовары устремились в российские регионы за прибылью
На основании этого большинство аналитиков заговорили о том, что рынок пива провалился, а рост потребления будет отрицательным. "Существуют объективные причины снижения и производства и потребления пенного напитка, - полагает гость программы "В фокусе" на канале РБК-ТВ, аналитик ФГ "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская. - Это высокая конкуренция между игроками рынка, уровень потребления, который приблизился к европейским нормам".
По ее словам, в Москве и Санкт-Петербурге примерно 100 л пива приходится на человека. В регионе эти показатели находятся на уровне 60-65л.
Между тем генеральный директор ИК "Бизнес Аналитика" Андрей Стерлин считает, что говорить о полном замедлении темпов роста рынка на основании производственной статистики было бы неверно. Процесс перепроизводства сказался на рынке. Так, в 2007г. производство пива выросло на 16%, а потребление – на 12%. Аналогичная динамика прослеживалась и в прошлые периоды: в 2000г. рынок вырос на 26%, в 2001г. - на 16%, в 2005г. – на 5,7%., в 2006г. – на 9,8%.
Будущее развитие пивной промышленности за регионами, где уровень насыщения низкий, а доходы населения растут. Такого мнения придерживается старший аналитик ИФК "Солид" Евгения Талалаева. Правда, верхняя планка потребления пива в Европе может и увеличиться. Если два года назад европеец пил 70 л пива, а россиянин – 56 л, то сегодня - 100 л и 78 л соответственно. При этом увеличение потребления этого напитка характерно для южных регионов. Некоторые эксперты считают, что на рост потребления пива влияет и смена потребительских предпочтений нынешнего поколения. В этом смысле эксперты и аналитики единодушны в том, что рынок крепкого алкоголя будет расти меньшими темпами, чем пиво.
Больше всего растет сегмент лицензионного пива – "Туборг", "Карлсберг", "Хейнекен", "Миллер". Аналитики объясняют это тем, что потребитель хочет пить качественный напиток. По этим же причинам растет сегмент премиального пива и соответственно снижается сегмент дешевого. Надо сказать, что премиальный сегмент интересен всем игрокам рынка еще и тем, что там высокий уровень маржи, в том числе за счет развития ресторанного бизнеса. Тем не менее, не стоит забывать, что самый дешевый сегмент пива занимает около 40% рынка, отмечает аналитик Т. Бобровская.
На сегодняшний день на рынке пива по-прежнему остается пять основных игроков: Heineken, InBev, "Эфес", SABMiller и "Балтика". В совокупности они занимают 85% рынка. Причем компания "Батика" отвоевывает долю рыка в 40%, по итогам первого полугодия ее доля составила 38%.
Для достижения высоких производственных показателей российским пивоварам следует пересмотреть свои издержки, считают аналитики. Вероятнее всего, что большая часть инвестиции будет направлена на оптимизацию существующих солодовен и развитие собственных сельскохозяйственных проектов, чтобы снижать издержки, связанные с мировым ростом цен на зерновые. Сейчас пивовары в основном закупают ячмень, основное сырье для производства пива, за границей, поскольку качество нашего не соответствует по содержанию белка для некоторых сортов.