Законы о выборах и референдумах будут скорректированы
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации". Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Корректировка избирательного законодательства вызвана изменением порядка избрания депутатов Госдумы и перехода на пропорциональную систему выборов.
Наиболее существенные изменения вносятся в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "О выборах президента РФ".
В связи с усилившейся ролью политических партий в общественно-политической жизни страны отпала необходимость их объединения в избирательные блоки для совместного выдвижения кандидатов, поэтому избирательные блоки исключаются из числа участников избирательного процесса.
Законопроект уточняет нормы, касающиеся сбора подписей и проверки подписных листов, регистрации кандидатов, списков кандидатов, порядка проведения агитации, подведения итогов голосования и результатов выборов, референдума. В частности, предусматривается сократить с 25 до 5% количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, при котором не допускается регистрация кандидатов.
Законопроект, кроме того, предусматривает возможность проведения электронного голосования (голосования без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе). Пока такое голосование будет проводиться на небольшом количестве избирательных участков или участков референдума. Контроль за его проведением будет осуществлять Центральная избирательная комиссия РФ.
Изменения в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предлагают установить единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта последнего года полномочий. Если выборы не могут быть назначены на второе воскресенье марта указанного года, они назначаются на первое воскресенье октября года досрочного прекращения полномочий или на второе воскресенье марта года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Госдумы очередного созыва - на день голосования на этих выборах.
Также предлагается отказаться от "страховочной функции" избирательного залога, который нередко вносится на случай, если количества достоверных подписей избирателей окажется недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов. Поэтому предусматривается четко установить, что избирательный залог, внесенный в избирательную комиссию после представления в нее подписных листов, возвращается кандидату или избирательному объединению, а подписные листы, представленные после внесения избирательного залога, избирательной комиссией не принимаются.
Предлагается также отказаться от жесткого регулирования на федеральном уровне размера избирательного залога (в настоящее время - 15% от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата) и предоставить субъектам РФ право уменьшать его размер до 10% от указанной суммы средств.
Законопроект содержит положения, обусловленные особенностями проведения референдумов субъектов Российской Федерации по вопросу образования нового субъекта Российской Федерации.
Избрание всех депутатов Госдумы на основе пропорциональной системы обусловило необходимость исключения из ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ" положений, регламентирующих деятельность депутатов Госдумы, избранных по одномандатным округам.
Перечень оснований прекращения депутатских полномочий дополняется новым для российского законодательства положением, согласно которому депутат Госдумы утрачивает свой мандат в случае вхождения или перехода в иную фракцию, чем была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран.
Изменения в ФЗ "О политических партиях" предусматривают повышение с 1 января 2006г. уровня государственного финансирования политических партий, получивших поддержку избирателей на федеральных выборах. С 1 января 2007г. предлагается индексировать размер государственного финансирования политических партий с учетом уровня инфляции, прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Указанное финансирование планируется в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутых политической партией, или кандидатами, выдвинутыми политической партией и избранными в Государственную думу (в настоящее время – 0,005 минимального размера оплаты труда, умноженного на указанное число голосов избирателей). С 1 января 2007 г. предлагается индексировать размер государственного финансирования политических партий с учетом уровня инфляции, прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Планируемые ранее на 2004–2005 годы расходы федерального бюджета на государственное финансирование политических партий по результатам выборов депутатов Государственной думы четвертого созыва в размере 107922,4 тыс. рублей с принятием названного федерального закона возрастут на 503997,8 тыс. рублей и составят в целом на четыре года 611920,2 тыс. рублей.
В.Путин своим распоряжением назначил председателя Центральной избирательной комиссии России Александра Вешнякова официальным представителем президента РФ при рассмотрении палатами Федерального собрания данного законопроекта.