Грязные деньги
За последние 18 лет из России нелегально вывели более 211 млрд долл., подсчитали в Global Financial Integrity (GFI). Причем в эту сумму входят лишь те деньги, которые не проходили по документам. Если же учитывать незаконный отток средств, возникший вследствие махинаций с бумагами, сумма окажется значительно солиднее — около 782 млрд долл.
«У России серьезные проблемы с нелегальными финансовыми потоками. Сотни миллиардов долларов, которые могли быть потрачены на здравоохранение, образование и инфраструктуру, потеряны. В то же время более половины триллиона долларов незаконно поступили в Россию на финансирование преступлений и коррупции», — прокомментировал результаты исследования глава GFI Раймонд Бейкер.
Согласно анализу GFI, с 1994 года из России нелегально утекло более 211 млрд долл. Это те деньги, которые не проходят ни по каким документам. «Этот отток представляет собой доход от преступлений, коррупции, ухода от налогов», — поясняют авторы доклада. Если же использовать систему подсчета Всемирного банка, которая включает как декларируемый, так и недекларируемый отток, получается, что за 18 лет из страны вывезли 782 млрд долл.
63,8% незаконно вывезенных средств покинули Россию посредством не отраженных в отчетностях переводов. Еще один популярный способ — заключение фиктивных сделок и махинаций с документами в сфере внешней торговли. Как поясняют авторы доклада, после распада СССР многие российские госкорпорации создавали за рубежом «карманные» банки и подразделения для экспортно-импортных операций.
Цифры, озвученные GFI, коррелируют с данными ЦБ, говорит главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. «Суммарно по двум статьям платежного баланса — «Сомнительные операции» и «Ошибки и пропуски» — в 2012 году отток составил 45,5 млрд долл. В России статья «Ошибки и пропуски» имеет устойчивый знак минуса, это говорит о том, что ЦБ постоянно что-то не учитывает в движении оттоков», — поясняет он.
Главными виновниками грязного оттока из России в GFI считают низкое качество госуправления и распространенность схем ухода от уплаты налогов. Так, рост подпольной экономики всего на 1% в итоге оборачивается увеличением нелегальных финансовых потоков на 7%. Такой снежный ком теневой экономики (оценивается в 46% ВВП за весь период) будет только расти, пока российские власти не усилят таможенный контроль, не обяжут банки собрать информацию о реальных владельцах счетов и не обратят более пристальное внимание на офшорные сделки.
«Если говорить о доле теневой экономики, то она, по разным оценкам, составляет от 45 до 50%», — говорит замдиректора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транспаренси Интернешнл — Р» Иван Ниненко. По большей части данные GFI связаны именно с офшорными операциями, добавляет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Регистрация офшоров как одна из основных схем вывода капитала из страны связана не только с целью уменьшения налогообложения, но и с неуверенностью инвесторов. «Бизнесмены не уверены в сохранности собственности в России и справедливости судов. То же дело ЮКОСа многим показало, как быстро у нас имущество бизнеса может оказаться в руках государства», — говорит г-н Ниненко.
Незаконный приток капитала (в основном это отмывание денег под видом торговли) за 18 лет составил почти 553 млрд долл. 98% этой суммы приходится на манипуляции с документами в сфере внешней торговли (почти 543 млрд долл.).
Согласно предыдущему отчету организации, за 2010 год из страны было незаконно вывезено 43,6 млрд долл., а за последние десять лет — 152 млрд долл. Из-за этого Россия вошла в топ-5 стран по грязному оттоку. При этом в GFI отмечают, что нелегальный оборот финансовых средств — наболевшая проблема практически всех развивающихся стран: за счет теневого сектора они ежегодно теряют около 1 трлн долл.
«Главная прачечная России», по словам автора исследования Дева Кара, — Кипр. Только в 2011 году из Кипра в Россию поступило около 129 млрд долл. прямых инвестиций, что в 5,6 раза превышает ВВП республики.