Водка против врачей
По поручению президента Минздрав объяснил рост смертности в России в первой половине 2015-го. Среди выявленных причин не указано сокращение числа врачей, хотя именно этим независимые эксперты объясняют плохую динамику.
Не те прививки
По данным Росстата, за январь—июнь 2015 года умерло 988097 россиян — примерно на 27 тыс. человек, или на 2,8%, больше, чем за тот же период 2014-го. Естественная убыль населения за первое полугодие увеличилась вдвое — с минус 0,4 до минус 0,8 (показатель рассчитывается как разница между количеством рожденных людей на 1 тыс. жителей и количеством умерших на 1 тыс.).
Подъем смертности в декабре 2014 — апреле 2015 года в Минздраве связывают с эпидемией гриппа, которая кроме России распространилась еще в 14 европейских странах: это следует из опубликованной министерством справки, она была составлена после анализа ситуации.
Проанализировать причины роста смертности в стране до 30 июля правительству поручил в мае президент Владимир Путин. Он тогда предположил, что динамика объясняется общим увеличением продолжительности жизни в стране — ростом доли граждан пожилого возраста. Путин потребовал от Минздрава принять «дополнительные усилия по снижению смертности» и «восполнения демографических изменений».
Минздрав отмечает, что эпидемия была необычно интенсивной из-за неучтенных при создании противогриппозных вакцин изменений штамма. В результате в январе—марте 2015-го общее число смертей, связанных с гриппом, составило 4269 и привело к повышению общей смертности в первом квартале сразу на 4,9%.
Алкоголь виноват
Одновременно Минздрав подтвердил версию Путина: если в 2006 году вклад пожилых в общую смертность составлял 67,3%, то в 2011-м — 71,4%, а в 2014-м — уже 73,2%, отмечается в справке. При этом министерство признает, что в 2014 году на 1,2% выросла смертность в группе трудоспособного населения.
Молодые люди умирали в основном от сердечно-сосудистых заболеваний (почти 30% смертей) и так называемых внешних причин — травм, отравлений и самоубийств (28,2%). Эксперты Минздрава подчеркивают, что подавляющее большинство смертей от внешних причин происходит в состоянии алкогольного опьянения.
Наиболее высокая смертность приходится на регионы с высоким уровнем распространенности хронического алкоголизма и алкогольных психозов, резюмирует Минздрав: «В связи с этим необходимо срочное принятие общегосударственных мер по борьбе с суррогатным алкоголем и его нелегальным оборотом, по активному противодействию бытовому пьянству и поддержанию трезвого образа жизни. Требуется подключение к их реализации и контролю всего российского общества, религиозных конфессий и гражданских активистов».
По подсчетам Росалкогольрегулирования, в 2014 году объем производства водки в России (данные системы ЕГАИС, которой пользуются производители) составил 67,6 млн дал, а розничные продажи (данные деклараций об объемах реализации спиртного продавцами) — 78,2 млн дал. Разница в 10,6 млн дал (около 13,5% всего рынка) — это примерная оценка объема нелегальной водки в стране.
Мало врачей
Независимые аналитики объясняют высокую смертность в России и другими причинами. Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина в июле напрямую обвинил в росте смертности Минздрав, с критикой выступил и НКО «Фонд «Здоровье» (Фонд независимого мониторинга медицинских услуг, во главе — заместитель руководителя Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья, член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов).
Эксперты этих организаций полагают, что негативная динамика связана с системными ошибками чиновников, в частности с сокращением количества коек и врачей в последние годы. «Напомню, в 2014 году было сокращено порядка 90 тыс. медицинских работников и более 33 тыс. коек в стационарах, — заявил РБК Гаврилов. — По данным Роспотребнадзора, от гриппа в первом квартале 2015 года умерли 54 человека, за тот же прошлогодний период — 57. Что касается осложнений гриппа и ОРВИ, к которым апеллирует Минздрав то их рост опять же говорит о том, что первичное звено, ослабленное оптимизацией, не справляется со своими функциями».
Ссылаясь на данные Росстата, он напоминает, что в 2014-м россияне посетили поликлиники на 8 млн раз меньше, чем годом ранее. «Минздрав возлагает большие надежды на вакцинацию, но до сих пор не имеет регистра привитых граждан как, не имея такой базы, можно делать реальные оценки, как сказывается прививочная кампания?» — недоумевает он.
Что касается аргумента о старении населения, то им нельзя объяснить рост смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, отмечает Гаврилов.
О том, что оптимизация здравоохранения ухудшила доступность медицинской помощи, заявляла и Счетная палата в апреле. Аудиторы отмечали рост смертности пациентов в больницах и одновременный рост числа умерших на дому в ряде регионов, таких как Москва, Московская область, Татарстан и других. Из этого они делали вывод, что основной причиной роста смертности является неправильная организация медицинской помощи.