Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

Автопром России: за 8 лет отрасль должна полностью обновиться

Новый режим промышленной сборки, условия которого были подготовлены в Министерстве экономического развития России в сотрудничестве с автопроизводителями, поставил перед последними нелегкую задачу: за дополнительные 8 лет беспошлинного ввоза автомобильных компонентов компании должны провести глобальную модернизацию существующих мощностей или построить новые производственные площадки. Кроме того, в новых условиях значится локализация производства до 60%, создание производства двигателей и трансмиссий, а объемы автомобилей, собираемых в режиме крупноузловой сборки, должны быть снижены до 5% от общего количества производимых в России.
Фото: РБК
Фото: РБК

Как все начиналось

История режима промышленной сборки уходит своими корнями еще в конец прошлого столетия, а именно в 1996г., когда в Калининградской области была запущена "отверточная" сборка на заводе "Автотор", где сейчас собирают уже более 20 моделей BMW, General Motors и KIA. С тех пор российскую территорию "освоили" большинство всемирно известных брендов, а отечественные модели все больше и больше теряют позиции в рейтинге популярности. Так, продажи тольяттинского автогиганта ОАО "АВТОВАЗ" ежемесячно снижаются на 10%, а западные конкуренты нагоняют "наших" семимильными шагами: продажи японского Nissan в России за четыре месяца 2012г. выросли на четверть, и это еще не самый высокий показатель роста.

Точкой отсчета для иностранного "нашествия" стал март 2005г., когда правительство приняло постановление №166, регламентировавшее тарифы на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки. Тогда тариф был установлен на уровне 1-2% в течение 7 лет для организации производства на существующих мощностях и 8 лет для создания нового предприятия. При этом постановление подразумевало минимум производства в 25 тыс. единиц автомобилей, не ограничивая при этом максимальную мощность предприятия. Кроме того, согласно постановлению, автопроизводители обязывались ввести процессы сварки, сборки и покраски всех производимых моделей в течение 2,5 лет с момента запуска предприятия, а через 4,5 года довести уровень локализации до 30%.

Впоследствии в 166-е постановление вносились поправки, все более усложнявшие жизнь иностранцам в России. Так, мощность предприятия по новым правилам должна превысить 300-350 тыс. автомобилей, а производственные процессы дополнились штамповкой крупных деталей, производством двигателей и коробок передач. Нововведения коснулись и локализации производства – через 6 лет она должна достичь уровня в 60%, крупноузловая сборка должна быть сокращена до 5% от всего количества производимых машин, а сами компании будут обязаны открыть в России научно-исследовательские центры, призванные разрабатывать автомобили непосредственно для нашей страны. При этом, что касается пошлин, то они останутся на прежнем уровне лишь для тех компаний, кто согласится продлить соглашение еще на 8 лет. А так как большинство соглашений истекает в 2014г., то производители встают перед выбором: либо перейти на стандартные пошлины (14,5%), либо закрыть производство.

В чем выгода?

При всей кажущейся финансовой выгоде от создания местного сборочного конвейера, оказывается, что все не так просто. Например, директор завода "ПСМА Рус" в Калуге Дидье Альтон говорил о том, что себестоимость производства в России в среднем на 7% выше, чем в Европе. Однако установленные импортные пошлины находятся на таком уровне, что производители для сокращения издержек все же вынуждены открывать предприятия в России: пошлина на ввоз нового легкового автомобиля составляет 30% отпускной цены. При этом если организовать часть производства здесь, то снижаются и затраты на логистику, которые могут составлять до 20% от конечной цены.

"При нынешних пошлинах выгоднее собирать в России при условии льготного ввоза комплектующих, даже если издержки производства здесь выше", - подтверждает аналитик "ВТБ-Капитал" Владимир Беспалов.

Стремление государства привлечь инвесторов в отечественный автопром вполне очевидно, для этого и задумывались высокие заградительные пошлины на прямой импорт и льготные периоды на импорт. "Без защитных мер не удалось бы привлечь в Россию зарубежных производителей, а отрасль оказалась бы в очень тяжелом положении", - говорит В.Беспалов. Однако, по его мнению, основную проблему - существенную локализацию сборки и развития автокомпонентного бизнеса (т.е. заметного присутствия зарубежных производителей комплектующих) в России - решить все же не удалось. "В связи с этим и были введены новые правила промышленной сборки", - говорит аналитик.

Утвержденные в середине прошлого года новые правила промсборки подписали Volkswagen Group с ОАО "ГАЗ" по производству в Нижнем Новгороде, а также Ford-Sollers. Кроме того, множественное соглашение было подписано между АВТОВАЗ, Renault, Nissan, "ИжАвто", "КАМАЗ" и Mercedes-Benz по производству легковых и грузовых автомобилей. Отдельные соглашения подписали группа Fiat, General Motors и Magna.

Исполнение обязательств

При этом соглашения уже начинают воплощаться в жизнь: в мае 2012г. Nissan объявил, что удвоит инвестиции в завод в Санкт-Петербурге - к 2014г. японцы планируют дополнительно вложить в него 167 млн евро. Таким образом, мощность этого завода к 2014г. будет удвоена и составит 100 тыс. автомобилей год. Будет построено 50 тыс. кв. м новых производственных мощностей, в том числе новый штамповочный цех и цех по производству пластиковых деталей. Совместно с партнерами по альянсу Renault и АВТОВАЗ, Nissan вложит в развитие площадки "ИжАвто" 10 млрд руб. к 2016г. По словам президента АВТОВАЗа Игоря Комарова, на "ИжАвто" к 2016г. планируется выпускать до 300 тыс. автомобилей. На предприятии будут работать две линии, которые будут выпускать автомобили Lada Granta и другие модели на ее платформе. При этом неясно, будут ли в России производиться легкие коммерческие автомобили альянса.

Кроме того, в марте 2012г. стало известно, что Nissan планирует запустить в России производство и продажу недорогих автомобилей Datsun. Тогда сообщалось, что производство двух моделей под брендом Datsun будет запущено в 2014г., а в течение трех лет после этого модельный ряд будет расширен. В конце 2012г. совместно с альянсом Renault-Nissan российский автоконцерн начнет производство бюджетного седана Nissan Bluebird. Планируется, что с конвейера будут сходить 70 тыс. автомобилей в год.

Концерн Sollers на своем заводе во Владивостоке начнет в 2012г. производство пикапа Actyon Sports, а также новой версии кроссовера New Actyon с двухлитровым бензиновым двигателем (сейчас этот автомобиль предлагается с двумя версиями дизеля - мощностью 175 и 149 л.с.). Кроме того, в планах Sollers - партнерство с Mitsui и Mazda. "Совместно с Mitsui мы планируем запустить производство Toyota Land Cruiser на Дальнем Востоке. В 2012г. в рамках договоренностей с нашими партнерами мы намерены конкретизировать детали проектов и приступить к их совместной реализации", - говорит заместитель генерального директора российской компании Николай Соболев. По планам, объем крупноузловой сборки Toyota Land Cruiser Prado составит около 12 тыс. машин в год.

На заводе ГАЗа в Нижнем Новгороде в ноябре 2012г. будет запущено производство полного цикла Skoda Yeti, кроме того, на конец 2012г. - начало 2013г. запланировано производство Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. Также в I квартале 2013г. на ГАЗе начнется сборка Mercedes-Benz Sprinter. Уже в 2013г. планируется собрать 9 тыс. автомобилей, а к 2020г. довести объем выпуска до 29 тыс. автомобилей. Соглашение об организации в России контрактной сборки легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter "Группа ГАЗ" и Daimler подписали в конце прошлого года. Инвестиции Daimler в этот проект превысят 100 миллионов евро. Стороны также планируют локализацию производства двигателей, трансмиссий, мостов и других компонентов, которые будут использоваться на автомобилях Mercedes-Benz Sprinter и в продуктовом портфеле ГАЗа.

Чем грозит?

Пока квасные патриоты кричат о разбазаривании активов и смерти промышленности вообще и автопрома в частности, простые обыватели голосуют долларом. За 2011г. наши соотечественники потратили на покупку новых автомобилей 63,6 млрд долл., из них 90% от всей суммы (57 млрд долл.) пришлось на иномарки и лишь 10% (6,3 млрд долл.) "набрали" отечественные Lada и УАЗ.

Тем не менее В.Беспалов считает, что полное исчезновение отечественному автопрому не грозит. "В легковом сегменте сохранится бренд Lada, хотя перспективные модели все в большей степени будут разрабатываться в сотрудничестве с Reanault-Nissan", - поясняет он. Сами автопроизводители признают, что технологическое и качественное отставание российских автомобилей огромно, но преодолимо, и предпринимают шаги по обновлению.

По словам В.Беспалова, при условии удачного запуска новых моделей доля АВТОВАЗа в будущем будет свыше 20%, в других сегментах авторынка из российских брендов останутся КАМАЗ, ГАЗ (в т.ч. "Урал", ПАЗ, ЛиАЗ). "Специализацией российских производителей будет сегмент low-cost, в этом сегменте они могут остаться конкурентоспособными. При этом проблема технологического отставания будет решаться преимущественно за счет углубления кооперации с ведущими мировыми производителями", - подытоживает аналитик.

Так или иначе, глобализация – процесс неизбежный, а так называемый badge engineering, когда одну и ту же модель выпускают под разными брендами, уже прочно вошел в нашу жизнь. Так, может быть, если сопротивляться этому процессу уже не получается, стоит его возглавить?

Олег Болашев, РБК

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
В Белгородской области из-за падения дрона загорелась крыша храма Политика, 03:53
Жителей Курской области предупредили об опасности атаки беспилотников Политика, 03:35
Фьюри не принял поражение от Усика и потребовал «немедленно» реванш Спорт, 03:29
Зеленский поздравил Усика словами «украинцы бьют мощно» Спорт, 03:24
Россия и КНДР обменялись туристами впервые со времен СССР Общество, 03:16
Усик обратился к покойному отцу после исторической победы над Фьюри Спорт, 03:15
Воронежский губернатор предупредил об опасности атаки дронов Политика, 02:42
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Усик победил Фьюри в бою за титул абсолютного чемпиона мира Спорт, 02:40
NYT описала последствия встречи Си Цзиньпина с Путиным для Запада Политика, 02:37
Правящая партия Грузии раскритиковала угрозы из-за закона об иноагентах Политика, 02:35
Развожаев сообщил об отсутствии повреждений гражданской инфраструктуры Политика, 02:04
В здании горящего петербургского цеха частично обрушилась крыша Общество, 01:45
NYT связала провал обороны в Харьковской области со скудностью укреплений Политика, 01:37
Развожаев предупредил севастопольцев об упавших суббоеприпасах Политика, 01:28