Склад vs балкон
Склады индивидуального хранения (self-storage) — новый бизнес на российском рынке, ему чуть больше двух лет. Сегодня в Москве функционируют восемь терминалов индивидуального хранения, еще три склада есть в Петербурге.
Есть мнение, что появление складов индивидуального хранения — явление посткризисное (первые терминалы открылись в 2010 году). Не могу с этим согласиться: выход складов данного формата был запланирован и успешно реализован всеми компаниями, работающими в этом сегменте. Однако определенная доля правды здесь есть: в кризис такие склады помогли представителям малого и среднего бизнеса, которым было сложно продолжать пользоваться обычными складами в неустойчивой финансовой ситуации.
Склады индивидуального хранения выгодны гибкостью предлагаемых услуг: в любое время можно уменьшить арендуемую площадь или изменить срок хранения. Все это удобно и выгодно для малого бизнеса и частных лиц, которым не хочется переплачивать за «простой» склада и лишние метры.
Впрочем, правдой является также то, что российский потребитель в принципе не знал о существовании такого складского формата, тогда как в США, например, склады индивидуального хранения существуют с 1960-х годов. По данным на 2009 год, в Штатах действовало 50 тыс. складов формата self-storage общей площадью 210 млн кв. м. Ежегодный оборот отрасли в США составляет 22 млрд долл.
Любопытно, что в США 70% потребителей услуг складов self-storage — физические лица. В России этот сегмент только начинает развиваться, но показатели отличаются незначительно: 65% — это физические лица, и лишь 35% — это представители бизнеса. Потребовалось немало времени и сил на то, чтобы объяснить российскому потребителю, привыкшему хранить вещи в кладовке и на балконе, в чем преимущество складов self-storage. Большинство жителей мегаполисов живут в небольших квартирах, где просто не хватает места для хранения вещей. Для многих склады индивидуального хранения — единственный способ решить проблему хранения личного имущества.
Пока склады индивидуального хранения функционируют в двух крупнейших российских городах — Москве и Санкт-Петербурге. Однако операторы self-storage интересуются и другими городами-миллионниками. Полагаю, в скором времени терминалы начнут появляться и в регионах России.
О потенциальном объеме московского рынка self-storage сейчас сложно говорить в цифрах, так как рынок достаточно молодой и сейчас происходит его становление. По нашим подсчетам, рынку Москвы требуется более 100 складов индивидуального хранения площадью около 4 тыс. кв. м каждый.
Пока развитие сегмента в России сдерживают несколько факторов. В частности, сложность заключается в том, чтобы найти подходящее помещение под склад данного формата. Локация — ключевой фактор, который учитывается при открытии склада: рядом должны быть крупная транспортная развязка и торговый центр. Это необходимо для удобства клиентов, чтобы они при планировании поездки могли совместить шопинг с посещением своей ячейки на складе индивидуального хранения.
Если говорить в принципе о потребительской культуре, то препятствует отсутствие знаний о складах self-storage. Также пока слабо развита у нас традиция платы за удобство. Но рост рынка self-storage показывает, что сознание потребителей меняется и многие уже не хотят жить в квартире с захламленным вещами балконом.