Московские здания подсвечиваются по европейским стандартам
"Архитектурное освещение – это норма сегодня, – оправдывается в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор инжиниринговой компании "Пи Эр квадрат проект" Вартан Саркисов. – Но ведь невозможно нормировать архитектуру!".
В некоторых случаях, по словам эксперта, "архитектурное освещение – норма, навязанная властями": подсветку объектов, находящихся в зоне всеобщего наблюдения, нужно согласовывать с главным архитектурно-планировочным управлением г.Москвы и т.д.
Но в этом нет ничего удивительного. Более того, ошибки "световых архитекторов" чаще всего проявляются в том, что размещенное на фасаде оборудование мешает жить людям, находящимся внутри здания. К тому же, по словам гендиректора центра светодизайна Illuminator group Бориса Князева, нормативы столичных властей носят рекомендательный характер. И лишь в случае госзаказа концепцию архитектурной подсветки действительно утверждает худсовет Москомархитектуры.
Напомним, в первые годы жизни Российской Федерации освещение Москвы целиком осуществлялось на деньги городского бюджета, а сам рынок архитектурной подсветки в течение 6-7 лет состоял из двух игроков: ГУП Мосгорсвет, подчиняющегося правительству Москвы и ЗАО НПСП "Светосервис" – компании, которую основал небезызвестный Георгий Боос, ставший ныне губернатором Калининградской области.
Но конкуренции на этом рынке нет и по сей день, говорят эксперты, выделяя 3-4 компании-лидера. Более опытные иностранные компании также не проявляют активности в тендерах, которые организуют городские власти и крупнейшие девелоперы. "Так называемая русская специфика начинается с тривиального языкового барьера, – объясняет Б.Князев. – Ведь много специфических моментов, которые лучше всего обсуждать с заказчиком на русском. Также в Москве существуют особенности платежей, отсрочек и т.д.". Отличаются иностранцы, по словам Б.Князева, и своей неповоротливостью: "Стройка идет очень быстро, проекты зачастую меняются в процессе стройки. Мы привыкли вносить бесконечные коррективы в проектирование".
Гораздо проще видит ситуацию В.Саркисов: западные бюро не выходят на российский рынок по причине его низких расценок. "За одну только разработку проекта освещения среднего торгового центра инвестор на Западе может заплатить до 100 тыс. евро. В России, в лучшем случае, удастся взять за проектирование 20 тыс. - девелоперы не готовы платить за это".
Стоимость наружного и внутреннего освещения здания в России составляет 0,5-1% от стоимости его строительства, подсчитал Б.Князев. И, судя по его словам о том, что на Западе эта сумма достигает 4%, эксперт солидарен с мнением В.Саркисова о низкой ценовой привлекательности российского рынка для западных компаний.
По мнению других участников рынка, не существует единой процентной привязки стоимости осветительных проектов к цене строительства. "Диодные технологии на сегодня – в среднем на здание – стоят не менее 400-500 тысяч евро. Если не использовать управляемые диодные технологии – от 150-200 тысяч и выше", - говорит В.Саркисов. Многое зависит от фазы строительства, амбиций и т.д. Например, для подсветки башни "Федерация" потребовалось закупить за границей не менее 500 фонарей, стоимость каждого из которых составила 3 тысячи евро. А фонарь, изготовленный на европейском заводе, стоит на 20-25% дороже, чем на российском. Подсветка башни "Федерация", по предварительным расчетам, обойдется в 4,5 млн евро.
Правда, освещение здания влияет на скорость строительства (привлечение инвесторов), на уровень арендных ставок и цен, убеждены эксперты. Немаловажно, что световая архитектура подчеркивает индивидуальность проекта. "Одновременно росла башня MIRAX GROUP – "Север" и здание турецкой Enka - их все время путали,– говорит Б.Князев. – Нужно было как-то обозначить, отделить офисное здание Enka от "Федерации". Так появился на стройке "Федерации" маяк". Но если это заслуга световых архитекторов, это не делает чести архитекторам самих зданий: что может быть хуже, когда проекты путают.
Остается добавить, что освещение городов отнюдь не тенденция последних лет. Любопытно, первым об архитектурном освещении Москвы задумался еще в 1602г. царь Борис Годунов, приказав для празднования свадьбы своей дочери с датским принцем Иоанном развести костры на высоких железных жаровнях в Кремле. Но регулярное освещение центральных улиц и районов будет введено спустя более чем 100 лет по завершении на Руси смуты - в 1730г. указом императрицы Анны Иоанновны (керосиновые фонари).
Керосиновые и газовые фонари заменили на электрические уже большевики. И, вне всяких сомнений, своими современными световыми возможностями Москва обязана плану ГОЭЛРО, благодаря реализации которого и появилось полноценное ночное освещение городов в СССР. Но если сегодня Москва – один из самых освещенных городов мира, некоторые столицы бывших советских республик зачастую сидят на "голодном энергетическом пайке": во мрак по ночам погружены спальные районы Еревана, Душанбе и ряда других городов.