Россияне стали пить сок не только по праздникам
По его мнению, говорить сегодня о перенасыщенности российского рынка соков пока рано. «Рынок продолжит свое развитие, хотя не такое стремительное, как пять-шесть лет назад - тогда рост составлял 30-40%. До 2010 среднегодовой темп роста прогнозируется в районе 7-8%», - говорит аналитик.
С ним согласен директор по связям с общественностью и инвесторами компании «Лебедянский» Александр Костиков. По его словам, соковый рынок сохранит динамику своего развития и будет ежегодно увеличиваться на 10%.
По мнению участников программы «В фокусе», рынок пока имеет хороший потенциал развития. Сегодня среднедушевое потребление соков в России составляет всего около 16 литров в год, тогда как в странах Восточной Европы на одного человека в год приходится 25 литров сокосодержащих напитков. В Германии аналогичный показатель равен 40 литрам.
Кроме того, рост рынка соков будет обусловлен ростом доходов населения. Если раньше большинство россиян рассматривали сок как праздничное украшение стола, то сегодня для многих соотечественников сок стал товаром каждодневного спроса. Эксперты не исключают, что в будущем россияне смогут перейти на западную культуру потребления сока, то есть включить сок в обязательный утренний рацион.
Сегодня 85% рынка соков контролируют четыре игрока: «Вимм-Билль-Данн», «Мултон» (г. Санкт-Петербург), «Лебедянский» (г.Лебедянь, Липецкая область), «Нидан». До недавнего времени «Вимм-Билль-Данн» был бесспорным лидером рынка (на него приходилось около трети всех продаж), однако после 2003 года компания уступила лидерство ОАО «Лебедянский». Эксперт РБК, руководитель проекта «Потребительский рынок» Надежда Геращенко считает, что утрата позиций компанией «Вимм-Билль-Данн» на рынке произошла из-за того, что «ВМД» акцентировал и инвестировал значительные средства в развитие премиальной марки «J7», в то время как другие игроки рынка направили свои усилия на продвижение соков среднеценового сегмента. Другая причина – интерес «ВМД» к молочному рынку и к различного рода миксам. «Заниматься всем сразу сложно», - считает Н.Геращенко.
По словам Андрея Стерлина, сегодня лидером по производству соков является компания «Лебедянский» - 28%, далее «Мултон» - 22%, «Вимм- Билль-Данн» - 19%, «Нидан» - 18%. Сегодня рынок соков в Москве и в Санкт-Петербурге уже вполне насыщен, поэтому производители соков считают, что его рост будет продолжаться за счет увеличения потребления в регионах. Несмотря на усиление конкуренции российский рынок соков «пробуют» в последнее время как известные компании, так и новички на этом рынке. Вышла на рынок соков компания «ПепсиКо» с маркой «Тропикана». Линейку овощных соков «8 овощей» представила компания «Балтимор».
Между тем потенциал у сокопроизводящих заводов огромный. Если объем рынка соков в России оценивается в 2,2 млрд литров в год, то общая мощность всех российских заводов по производству соков составляет 3,5 миллиарда литров в год. Однако серьезным препятствием для дальнейшего развития рынка соков может стать подорожание или дефицит концентрата, из которого производят 80% российских соков. Собственным сырьем Россия располагает только для яблочного, вишневого, абрикосового соков. Что касается самого популярного мирового концентрата – апельсинового, то его поставляют из Бразилии, Африки или Флориды. В марте этого года цены на торгах в Нью-Йоркской торговой палате на концентрат апельсинового сока достигли рекордной отметки, составив 1,43 доллара за фунт. Подорожание связано с прошедшим ураганом «Катрина», который в прошлом году уничтожил почти весь урожай апельсинов. Директор по связям с общественностью ОАО «Лебедянский» Александр Костиков считает, что последствия гибели урожая не сильно отразятся на готовой продукции, поскольку существует масса альтернативных поставщиков. Кроме проблем с концентратами на цену сока может влиять таможенная политика и подорожание сахара, который в себестоимости нектаров и сокосодержащей продукции составляет 8% от цены.
Эксперты считают, что в условиях дальнейшей конкуренции российским производителям придется искать новые возможности для развития бизнеса. Одной из таких возможностей может стать создание нестандартных упаковок и новых вкусов. «Сегодня быстрее всего растут комбинированные вкусы. Самый большой рост показал в прошлом году вкус «яблоко-виноград», - говорит эксперт «Бизнес-Аналитика». Кроме того, подспорьем для производителей соков может быть private lables. Private lables – собственные марки супермаркетов. Продает соки под собственной торговой маркой «Рамстор», «Перекресток». Private lable позволяет магазинам держать низкую цену на сок за счет того, что в стоимость не закладывают рекламные затраты на бренд, поскольку магазин сам по себе является брендом.
Говоря о сегменте premium, эксперты отмечают, что в крупных городах потребление соков класса premium значительно выше, чем на всем российском рынке, и оно по мере снижения экономической разницы между центром и регионом будет расти по всей стране. Эксперты отмечают, что с ростом благосостояния увеличился интерес населения к свежевыжатым сокам, в то время как сокосодержащие напитки до сих пор воспринимаются населением как «неполноценные» соки.