Призрак рецессии
2013 год начался для отечественной промышленности не самым лучшим образом. Февраль только усугубил и так не слишком позитивные тренды: согласно данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в сравнении с прошлым годом индекс производства упал с 8,2 до -4,5%. Еще сильнее пострадал индекс спроса: он скатился с 8 до -5,6%.
По данным ИПЕМ за февраль, «на плаву» остается лишь сегмент низкотехнологичных отраслей — там в феврале наблюдался рост спроса. Сегмент товаров инвестиционного спроса, а также средне- и высокотехнологичные отрасли демонстрируют отрицательную динамику. Более того, в нефтедобывающей отрасли впервые за последние четыре года зафиксирован отрицательный прирост добычи: -2,4% по отношению к февралю 2012 года. Объемы экспорта при этом упали до -3,3% по отношению к январю прошлого года.
Добыча газа по итогам февраля тоже снизилась до -3,8%. Внутреннее потребление газа при этом сократилось до -14,8%, а экспорт упал до -19,4%. Лучше дела обстоят с углем: его добыча «приросла» на 1,2%. Эксперты считают, что причина этого — внешний спрос (объемы экспорта угля выросли на 7,4%). Таким образом, угольная промышленность оказалось единственной отраслью, поддерживающей российский экспорт.
По данным Института им Е.Т. Гайдара, промышленность перестала расти еще во втором квартале 2012 года. Более того, показатель настроений российской промышленности продолжает снижаться. Основная причина — недостаток спроса: в январе 2013 года лишь 40% предприятий оказались удовлетворены спросом, в то время как год назад цифра составляла 48%. В будущем роста продаж промышленники не ждут, как и не ждут роста инвестпроектов. Самый сильный спад инвестиций зафиксирован в пищевой промышленности, легкой и черной металлургии. «Тенденция к торможению сформировалась еще во втором полугодии прошлого года и продолжает укрепляться», — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Негативный тренд подтверждают и данные Росстата. Так, в феврале индекс промышленного производства упал до -0,8% впервые с 2009 года, а индекс потребительских настроений опустился до -8%. Все это указывает на замедление российской экономики и возможную рецессию, замечают авторы мониторинга ИПЕМ.
«Устойчивость текущих тенденций полностью зависит от того, удастся ли реанимировать инвестиционную активность в экономике», — считает замруководителя департамента ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. Перспективы развития промышленности в ближайшие месяцы во многом зависят от ценовой конъюнктуры на мировых рынках. Цены на энергоресурсы пока довольно стабильны, причем спотовые рынки газа уже близки к ценам «Газпрома», что может поспособствовать увеличению экспортных поставок. С другой стороны, цены на цветные и черные металлы нестабильны и продолжают снижаться в условиях перепроизводства.
«Во-первых, на ситуацию влияют мощные внешние факторы: неопределенность мировой экономики и углубляющаяся рецессия в Европе. В минус по темпам роста промпроизводства ушла и Германия по итогам февраля. При таком слабом внешнем спросе и отсутствии стимулирования внутреннего, при увеличении налоговой нагрузки с ростом НДПИ, акцизов и страховых взносов несложно прогнозировать стагнацию экономики», — скептичен г-н Николаев.