Бум российских сериалов – вызов для иностранцев
Их непрерывный просмотр занял бы около двух месяцев. И зачастую одновременно снимаются сразу несколько сериалов, а полюбившиеся актеры кочуют из одной картины в другую. Сериальная продукция сегодня настолько разнообразна, что эксперты говорят о кризисе перепроизводства на этом рынке.
Напомним, что первый российский сериал «Клубничка» (1996г.) остался практически незамеченным. Как рассказал в эфире телеканала РБК в программе «Сфера интересов» Андрей Каморин, главный продюсер компании «Новый русский сериал», десять лет назад российский зритель просто не был готов к потреблению такого рода продуктов.
Однако за десять лет российское ТВ, похоже, освоилось с данным предложением и его сервировкой. И, по словам Каморина, именно ведущие каналы сегодня диктуют правила игры на сериальном рынке. Они «делают погоду» на базе собственных кинокомпаний, задавая как тематику сериалов, так и их качество и бюджеты.
Кстати, средняя стоимость производства сериала оценивается примерно в 100 тысяч долларов, и затраты с лихвой окупаются – ведь за право показа одной только серии каналы выкладывают около 50 тысяч. Конечно, не бескорыстно: по подсчетам экспертов, прибыль от трансляций превышает затраты в 5-6 раз.
Рынок настолько динамичен, что эксперты прогнозируют поглощение ряда российских кинокомпаний зарубежными монстрами. Сегодня только на продаже оригинальных идей и на консультациях иностранные кинокорпорации зарабатывают от 5 до 70 тысяч долларов с каждой серии, изготовленной по их лицензии в России.
Однако мировые лидеры несут с собой не только уникальные и более дешевые технологии производства. Как считают психологи, сериалы «Бедная Настя», «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Счастливы вместе» и др., снятые в России по иностранным лицензиям, неизбежно навязывают российским зрителям чуждые нашей национальные модели поведения.
Представители российской киноиндустрии, в свою очередь, говорят, что едва ли смогут противостоять экспансии иностранных сериалов. Им остается рассчитывать на консерватизм своих зрителей. И для этого есть основания: средний возраст поклонников сериала в России превышает 40 лет.
Как бы то ни было, в ожидании иностранных кинокомпаний происходит жесткий отбор среди тысяч российских продюсерских фирм. И о том, насколько обострилась конкуренция, говорит, например, тот факт, что в стране применяется контрпрограммирование – хитовые сериалы на разных каналах транслируются в одно и то же время.
Российские сериалы пользуются спросом не только на родине, но и на всем постсоветском пространстве, не исключая стран Прибалтики. По словам продюсеров, наиболее востребованными жанрами, как и в России, остаются национальный детектив и национальный боевик. И все же эксперты сомневаются, что сериальный бум вернет стране репутацию мировой кинематографической державы.