Связанные с Мединским фирмы заподозрили в сговоре о закупках Минкультуры
Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» обнаружил признаки картельного сговора о госзакупках Министерства культуры; информация об этом направлена для проверки в Федеральную антимонопольную службу, рассказал РБК замруководителя центра Алексей Карнаухов. По его словам, с 2014 года госзаказы на организацию ряда фестивалей и конференций Минкультуры делили между собой связанные друг с другом четыре компании; в общей сложности они заработали 106,3 млн руб. Компании могут быть аффилированы с бывшими бизнес-партнерами и родственниками министра культуры Владимира Мединского, считают юристы центра. В ФАС пока не получили обращения «Яблока».
12 тендеров
Центр антикоррупционной политики нашел 12 госзакупок, организатором которых являлось либо само Минкультуры, либо подведомственные ему бюджетные учреждения, а также подчиненный министерству Ростуризм. РБК изучил тендерную документацию и сведения о подрядчиках. Торги проводились на работу секции «Туризм» на Петербургском экономическом форуме, конференцию по военно-исторической реконструкции в Крыму, фестиваль «Кавказские игры» в Назрани и ярмарку народных промыслов в рамках фестиваля в Сочи. Кроме того, в условиях сговора, по мнению специалистов центра, проводилось несколько тендеров на разные мероприятия в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма» и ряд конкурсов, связанных с участием России в Международной туристской выставке (ITB) в Берлине, — на пресс-конференцию, фотовыставку, информационное сопровождение и «презентацию туристического потенциала России».
Победителями конкурсов стали компании «Медиа-консалтинг», «СВ Дот.Ру», «Стратегические коммуникации» и «Медиа-арт». «Компании действуют как единый конгломерат для имитации конкуренции и поддержания цен: так, средний процент снижения цены проигравшими фирмами составил 0,01%», — убеждены в центре. Компании связаны через общих руководителей; по данным «СПАРК-Интерфакс», совладелец «Стратегических коммуникаций» Юлия Шаркова ранее была гендиректором в «Медиа-консалтинге», а нынешняя глава этой компании Светлана Малкарова — учредителем «Медиа-арт». Владелец «Медиа-консалтинга» Елена Кречетова — давняя знакомая Мединского, она возглавляет фонд целевого капитала Российского военно-исторического общества, председателем которого является министр культуры.
В четырех конкурсах принимали участие по две из перечисленных компаний сразу; иных заявок не поступало, и одна из фирм выигрывала подряд. «Данные действия имеют признаки сговора. Если ФАС подтвердит, что при подаче заявок была использована единая инфраструктура, например заявки отправлены с одних IP-адресов, а действия участников были согласованы, то фирмам грозят крупные штрафы», — пояснил РБК юрист центра Алексей Чумаков
Общий телефон
Все фирмы, кроме последней, зарегистрированы в едином госреестре юрлиц по одним и тем же телефонам, один из которых совпадает с телефоном Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры — бюджетного учреждения, подведомственного Минкультуры. «Медиа-консалтинг» и «СВ Дот.Ру» ранее делили один и тот же юридический адрес. По другому телефону, общему для всех компаний, зарегистрировано еще одно юрлицо — АНО «Центр социальных инициатив». Эта компания принимала участие в девяти из 12 тендеров, но ни разу не выиграла. Это может быть «фирма-спойлер», нужная только для того, чтобы конкурсы считались формально состоявшимися, считает Чумаков.
И тот же телефон принадлежит двум компаниям, непосредственно связанным с ближайшим окружением министра культуры Владимира Мединского, указывают в «Яблоке». Это ООО «Инновационные технологии» и ЗАО «Корпорация «Я», учрежденные Егором Москвиным. Москвин — бывший бизнес-партнер министра Мединского; сейчас он входит в наблюдательный совет РВИО. В пресс-службе Минкультуры РБК заявили, что «Корпорация «Я» находится в стадии ликвидации: «Прекращение ее работы было инициировано в том числе Владимиром Мединским».
В первой компании гендиректором и владельцем 100% акций является супруга главы Минкультуры Марина Мединская, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Вторая компания — рекламное агентство, основанное самим Мединским в 1992 году, сейчас в стадии ликвидации; по данным «СПАРК-Интерфакс», 69% акций в фирме принадлежат отцу министра Ростиславу Мединскому.
«Подобные связи и сговор господрядчиков Минкульта свидетельствуют о том, что Мединский оказывает преференции для своего окружения», — убеждены в центре. «Ни одной из этих компаний здесь не находится», — ответили РБК по номеру, указанному для всех перечисленных юрлиц. Собеседник издания отказался сообщать, каким фирмам в действительности принадлежит этот телефон. РБК направил запросы во все упомянутые компании.
Тяжкие последствия
Информация о картельном сговоре «не соответствует действительности», заверили РБК в пресс-службе Минкультуры. «Все госзакупки осуществляются в строгом соответствии с законом и контролируются уполномоченными органами, а также соответствующими службами Министерства культуры. Что касается конкурсных процедур, которые проводил Ростуризм, напоминаем, что ведомство само является распорядителем бюджетных средств», — говорится в ответе министерства. РБК направил запрос в Ростуризм.
После публикации текста в пресс-службе Минкультуры заявили РБК, что ведомство готовит иск о защите чести и достоинства: «Ни сам министр, ни его супруга не имеют отношения к перечисленным в запросе «Яблока» фирмам. Что касается «знакомых» министра: он знаком с половиной страны, и почти всей Москвой. Делать на основании «знакомства» выводы о каком-то «картельном сговоре», по меньшей мере, смешно».
«Если выявляется любое нарушение антимонопольного законодательства, не только картель, то возбуждается дело. Оно расследуется, и в зависимости от нарушения принимаются меры административного воздействия. Это может быть штраф, а также у нас есть статья «ограничение конкуренции» в УК, которая предусматривает уголовную ответственность за создание картеля. Это при самом плохом раскладе», — рассказала РБК замначальника управления общественных связей ФАС Дарья Силкова. По ее словам, картельных сговоров в Минкультуры никогда не выявлялось; такие формы ограничения конкуренции ФАС в последнее время обнаруживала в Минтрансе, Минобороны и при поставке техники для выборов, при этом в двух последних случаях сговор возникал только среди предпринимателей; чиновники в нем, по данным ФАС, задействованы не были.
«Мы почти каждый месяц выявляем признаки антиконкурентных соглашений разного уровня, от многомиллиардных закупок на питание в Москве до вывоза мусора на муниципальном уровне. Экономика России в целом сильно картелизована», — сетует Карнаухов. По его словам, доказать факт сговора ФАС удается нередко, однако до санкций дело практически не доходит. О «картелизации российской экономики» говорил в марте глава ФАС Игорь Артемьев, выступая на коллегии ведомства. В 2016 году служба выявила 298 сговоров на госзакупках (что на 28% больше, чем годом ранее), а также 262 антиконкурентных соглашения с участием госорганов (плюс 15%). «Фактически мы думаем, что по многим сферам, например в сфере закупки лекарств, 80% на торгах — это картели, заранее состоявшийся сговор, уголовное преступление», — сказал Артемьев.