В России продолжается спад въездного туризма

"Туристам в классическом понимании – "люди с фотоаппаратами" – некуда поехать, – объясняет в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТР) Владимир Канторович. – В Москве после сноса гостиницы "Россия" ниша в пять тысяч мест будет восполняться очень долго".
Сегодня общая гостиничная сеть Москвы способна принимать всего около 3 млн туристов в год, когда еще в 80-ые гг. она "выдерживала" 5 млн человек.
Путешествовать по стране, минуя Белокаменную, иностранцы не согласны, и дефицит гостиничных мест в столице по-прежнему является главным фактором торможения на рынке въездного туризма. Приток туристов сдерживается также трудностями в получении российской визы и дороговизной перелета, за отсутствием low-cost-рейсов.
"К тому же страна у нас не дешевая, – добавляет Владимир Стржалковский, руководитель Федерального агентства по туризму. – Стоимость поездки в Россию достаточно высока, и для некоторых стран критична".
Но, по словам чиновника, ситуация меняется в лучшую сторону: развязывается "московский узел" (в 2007г. в столице будет открыто 13 новых гостиниц, и еще семь остается под вопросом), происходит упрощение визового режима между Россией и ЕС (соответствующее соглашение подписано 7 марта 2007г.).
Также происходит усиление рекламы России за рубежом: на эти цели в 2007г. из бюджета выделено 137 млн рублей – на 6,5% больше, чем в 2006г. И хотя эта цифра невелика (только Израиль на свою рекламу в РФ тратит 1,5 млн долларов в год), большие вложения лишены смысла, пока не решены проблемы приема туристов в стране.
Тем не менее отрасль становится все более привлекательной для инвестиций, притоку которых во многом способствует государственно-частное партнерство (ГЧП). Так, через федерально-целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников и т.п.
Разумеется, во многом это делается также из расчета на увеличение рынка внутреннего туризма. Напомним, на сегодняшний день одобрены семь проектов ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Они будут созданы в Калининградской области, Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Алтай и Алтайском крае, в Иркутской области и Республике Бурятия.
А пока происходит согласование документации в рамках ОЭЗ, основные средства господдержки отрасли, по словам В.Стржалковского, сосредоточены на юге страны: в Карачаево-Черкесии (Домбай, Теберда, Архыз и др. курорты), Кабардино-Балкарии (Эльбрус), Адыгее (плато Лагонаки), в Калмыкии и Дагестане.
Секторы инвестирования подсказывает география страны: главным образом, это горнолыжные направления (перечисленные выше) и культурный туризм (Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца).
Остается добавить, что, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям, траты иностранцев в России к 2016г. составят 65 млрд долларов. Учитывая, что покрытие гостиничного дефицита В.Кантарович ожидает через 3-4 года, а В.Стржалковский через 5-6 лет, эти прогнозы выглядят вполне реалистичными.
Тем временем эксперты говорят о стабилизации спада въездного турпотока в Россию: он фиксировался и в 2005г. – на уровне 25%. Дело в том, что даже по мере появления новых гостиничных мест в Москве цена на них продолжает расти. В скором времени поездки в Россию для европейцев станут в 2 раза дороже, чем в соседние по ЕС страны.