Патент «на диване»
Российский стартап разработал сайт для быстрой подачи заявок в Роспатент. Компания планирует наладить взаимодействие и с патентными ведомствами других стран. Однако эксперты сомневаются, что новый сервис повысит эффективность российского рынка интеллектуальной собственности.
Инженер по образованию, Александр Атаманов, развивая бизнес в области технологий, тратил много времени на получение патентов на изобретения. Его компания СПЭНС уже получила восемь патентов, производитель беспроводных зарядок для мобильных устройств компания WIRA — четыре.
Как правило, бизнесмен обращался к патентным поверенным, чьи услуги стоили больших денег. Да и на получение авторского приоритета уходили месяцы. Тогда Атаманов решил разобраться в процессе патентования сам — собирал материалы о том, как написать заявку в патентное ведомство, не наделав ошибок. В итоге бизнесмен решил создать интернет-сервис для регистрации интеллектуальной собственности, который бы максимально упростил процесс защиты прав изобретателя. «Дата подачи заявки особенно важна. В случае возникновения патентных споров приоритет получает тот, кто подал заявку на изобретение или товарный знак раньше», — поясняет Атаманов.
Осенью 2012 года он выступил с презентацией проекта на конкурсе DevGeneration, организованном венчурным фондом Softline Venture Partners.
«Мне было важно получить совет от лидеров рынка о том, как стоит реализовать идею, понять, как должен выглядеть сервис», — рассказывает Атаманов. Не дожидаясь итогов конкурса, бизнесмен уехал в отпуск, а когда вернулся, узнал о своей победе и согласился на 100 тыс. долл. посевных инвестиций от фонда. Еще около 200 тыс. долл. в компанию вложил частный инвестор. «Я не искал инвестиции, — рассказывает Атаманов. — Мы знали, что российский рынок патентования растет в среднем на 10% ежегодно, а с учетом государственного курса на инновации ожидали еще больших темпов. Я на своем опыте изучил, насколько важно стартапу показать, что интеллектуальная собственность компании защищена, так что сомнений в спросе на продукт не было».
В феврале 2013 года Атаманов собрал команду, которая должна была «научить» сервис не только грамотно формировать заявку, но и выдавать подсказки по заполнению документов. Предприниматель также договорился о сотрудничестве с Роспатентом. Кроме того, один из российских банков (названия Атаманов не раскрывает) согласился помочь с виртуальной системой оплаты госпошлин.
Как пояснил РБК daily Федор Востриков, руководитель отделения информационных технологий Федерального института промышленной собственности (ФИПС), с 2012 года через сайт Роспатента тоже можно подавать заявки на изобретение и регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Для работы с системой пользователь должен получить сертификат электронной подписи, зарегистрироваться на специальном портале и установить программу PatDoс, которая позволяет заполнить форму заявки, проверить ее, отправить в центральную базу данных и получать уведомления о ее состоянии. Однако проконсультироваться с патентным поверенным и оплатить пошлины через сайт нельзя.
«ФИПС заинтересован в том, чтобы количество подаваемых в электронном виде заявок увеличивалось, поэтому мы готовы интегрировать наши сервисы с другими системами. «Онлайн Патент» — одна из этих систем и, возможно, одна из первых, — говорит Федор Востриков. — Для взаимодействия с ФИПСом «Онлайн Патент» должен быть интегрирован с клиентской частью сервиса ФИПСа».
В августе этого года на молодежном форуме «Селигер» Атаманов открыл доступ к бета-версии портала, раздав приехавшим инноваторам бесплатные промокоды. О проекте узнали: буквально за пару дней в системе появилось несколько платных заявок.
Сегодня сервис предлагает два пакета услуг. Во-первых, пользователь может по подсказкам робота самостоятельно написать заявку (система проверяет правильность заполнения всех полей), получить точный расчет суммы пошлин, оплатить их и отправить документы в Роспатент. Атаманов рассчитывает, что подобное «конвейерное» патентование (оформление документов занимает около 40 минут) будет особенно востребовано производителями товарного обеспечения и компаниями, которые регистрируют товарные знаки. Сегодня автоматизированная подача заявления с подсказками робота стоит на сайте от 990 до 1990 руб. без учета пошлин.
«Я подавал через «Онлайн Патент» две заявки на патентование изобретений — подготовка всех документов заняла у меня всего одни выходные. Если бы я работал с патентным бюро, это заняло бы не меньше недели, — говорит кубанский ученый Дмитрий Лопатин, финалист «Зворыкинской премии-2013». — Думаю, те, кто хотя бы раз проходил процедуру получения патента от начала до конца, вполне смогут подать заявку через сервис самостоятельно».
Второй пакет позволит заявителю обратиться за онлайн-консультацией к патентному поверенному. Пока в проекте работают несколько специалистов, но в перспективе «Онлайн Патент» планирует собрать биржу профессионалов, которые смогут рассказывать на сайте о своем опыте и стоимости услуг. В среднем консультации патентного поверенного для подачи одной заявки в России стоят от 50 тыс. до 150 тыс. руб., онлайн-ресурс предлагает их за 5 тыс. руб., в сложных случаях — 50—70 тыс. руб.
«Онлайн-работа позволяет патентным поверенным отказаться от аренды офиса и не терять время на хождение по инстанциям. Отсюда — более приемлемые цены на их услуги при высоком качестве заявок», — объясняет Атаманов. Дав поверенным площадку для работы, сервис будет удерживать процент от заработанной специалистом суммы за посредничество.
До конца года через «Онлайн Патент» можно будет подать международную заявку РСТ, которая действует в 186 странах — участницах договора о патентной кооперации. Об этом стартап договорился с WIPO (Всемирная организация интеллектуальной собственности).
Сегодня уже около 50 заявок, поданных через «Онлайн Патент», зарегистрировано в Роспатенте. При этом примерно 500 заявок — в процессе оформления. Число зарегистрированных пользователей «Онлайн Патент» приближается к 1 тыс. Компания работает в партнерстве с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: стартапы, получившие поддержку организации, получают промокоды от компании. По словам Александра Атаманова, с начала сотрудничества число регистрирующих заявки еженедельно растет на 15—20 пользователей.
В ближайших планах предпринимателя — активно наращивать клиентскую базу. В октябре компания стала участником акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Фонд обещает проекту 450 тыс. долл. инвестиций, если сервис достигнет целевых показателей. Впрочем, Ольга Гриневская, руководитель процессов отбора и трекинга проектов ФРИИ, пояснила, что фонд никому не дает гарантий о выдаче средств.
«У проекта получилось сделать удобный инструмент, облегчающий жизнь патентующих свои разработки изобретателей, технологических компаний, а также самих патентных поверенных, — считает Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ. — Людям без какого-либо опыта патентования, возможно, понадобится дополнительная помощь в работе с сервисом, но, имея определенную сноровку, можно считать, что это полноценный онлайн-сервис «одного окна».
Эксперт считает, что риски проекта прежде всего связаны с большим количеством конкурентов (любые формы электронной отправки документов для патентования, в том числе сайты, с которыми работают патентные поверенные).
Однако «Онлайн Патент» уже получил 200 тыс. долл. от УК «РВМ Капитал». На эти деньги Атаманов планирует развернуть маркетинговую кампанию и усилить образовательную составляющую проекта.
«Большой вызов для нас — объяснить, что интеллектуальная собственность при подаче заявки через наш сервис находится в еще большей безопасности, чем при работе в офлайне», — говорит глава проекта.
Команда «Онлайн Патент» хотела бы использовать часть инвестиций для выхода на новые рынки. Для этого нужно будет наладить работу с WIPO и договориться с национальными патентными ведомствами в отдельных странах. В США проекту придется побороться с конкурентами: сайт LegalZoom уже активно регистрирует товарные знаки, однако не позволяет подать заявку напрямую в Патентное ведомство США (USPTO). Другие сервисы теоретически позволяют отправить документы в USPTO по Интернету, однако на деле предлагают работать с патентными поверенными в реальных офисах.
Масштабироваться на рынках Запада стартап планирует во многом за счет студентов, которые в Европе и Америке активно занимаются научными разработками при вузах. Впрочем, команда «Онлайн Патент» не исключает иного сценария. «Возможно, инвесторы захотят начать экспансию на новые рынки лишь после того, как проект станет рентабельным в России», — считает Атаманов.
Впрочем, эксперты рынка патентования не уверены в том, что сервис будет востребован на рынке интеллектуальной собственности.
Наталия Полякова, ОАО «РВК», руководитель службы институционального развития
С определенными оговорками можно согласиться, что через Интернет можно регистрировать программы ЭВМ и базы данных, но не может быть и речи о качественном патентовании изобретений. Опасение вызывает сам факт подмены высококвалифицированной работы специалистов формальным заполнением документов. Вопросы возникают и к соблюдению условий конфиденциальности при такой форме работы, не секрет, что до публикации любая заявка беззащитна. Думаю, подобная инициатива может привести к серьезным потерям (в том числе и экономическим), к снижению и так невысокого качества подаваемых заявок и выдаваемых патентов/свидетельств и в конечном счете к дискредитации деятельности как патентных поверенных, так и самого понятия «интеллектуальная собственность».
Вадим Дьяков, фонд Impulse VC, инвестиционный менеджер
«Онлайн Патент» решает очень важную проблему сложности регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Также это позволяет технологическим командам и разработчикам оценивать проекты и увеличить шансы в привлечении государственной поддержки, грантов. Стартап способен решить проблему систематизации идей на самых ранних стадиях, что должно упростить привлечение предпосевных и посевных инвестиций от венчурных фондов и бизнес-ангелов. Основным стимулом для работы в системе должна стать простота использования. Тогда не должно возникнуть проблем с привлечением пользователей. Однако здесь кроется проблема. Рынок частного патентования ограничен. Есть безусловные лидеры — Китай и США. Но выйти на эти рынки крайне сложно: с одной стороны, из-за зарегулированности и закрытости одного и большого порога маркетингового входа на другой. Я бы посоветовал, если это еще не сделано, рассмотреть рынок корпоративного патентования и постараться трансформировать сервис в сторону IaaS для крупных технологических компаний.
Юлия Молчанова, бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ, руководитель
Большой вопрос, стоит ли команде распылять свое время и ресурсы на географический захват всего мира (хотя проекту не следует фокусироваться только на родной земле). Я не верю в то, что «Онлайн Патент» может даже за несколько лет качественно и глубоко охватить все виды патентов, специфику их получения для авторов технологий из разных государств или получить доверие от американской аудитории.
На мой взгляд, более выгодной стратегией может стать нишевое предложение для предпринимателей из тех регионов, где на государственном уровне активно поддерживаются новые технологии и стартап-движение — это Сингапур, Израиль, Финляндия и даже латиноамериканские государства. В этом случае можно увеличивать международную аудиторию ресурса при поддержке действительно замотивированных на результат представителей инфраструктуры. Не исключаю, что такая стратегия может оказаться эффективнее прямой конкуренции с существующими аналогами на рынке США.