Эксперты: 80% страховщиков могут лишиться лицензий
Этот довольно обширный сегмент включает в себя непосредственно страхование жизни, пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев. Нерезиденты не случайно обращают внимание на емкий сектор, на который в развитых странах приходится более половины всего страхования. Обезопасить собственную жизнь и жизнь близких людей от различных рисков в царской России считалось важным делом (в состоятельном кругу, конечно), и первый полис страхования жизни был продан в России более 170 лет назад. И в доперестроечный период в РСФСР было продано 57 млн полисов. На сегодняшние деньги, если считать по советскому официальному курсу, рынок реального страхования жизни тогда составлял 10 млрд долл. в год. Правда, тарифы, сборы и выплаты были небольшими, так как считалось, что государство обеспечивает советскому человеку защиту и безопасность во всех отношениях. Нерезиденты надеются, что если они в ближайшие годы приблизятся к таким показателям, то это будет большим успехом.
Ниша, которую спешат заполнить иностранцы, образовалась по известным всем причинам во второй половине 80-х и особенно в 90-х годах. Сейчас у этого рынка, с перспективным объемом около 200 млн долл. в год, большое будущее, если работать с людьми и заставить их забыть, что с ними случилось в постперестроечный период, когда были обесценены их вложения в страхование жизни, сказал в эфире телеканала РБК в программе "Капитал" генеральный директор страховой компании Aviva (входит в британскую группу) Андрей Дубинин. А к этому есть основания: экономика развивается стабильно, рубль укрепляется, люди больше стали доверять финансовым институтам. Эксперт рассчитывает, что в настоящее время около двух миллионов российских семей могут подумать о страховании жизни, потратив на эти цели 5-7% своего дохода.
А что же хозяева рынка – российские страховые компании (СК)? Россиянин не привык просто так платить деньги, он должен понимать, за что он платит, и также должен быть толчок для развития подобного вида операций - налоговые каникулы, какие-то льготы, говорит президент ОСАО "Ингосстрах" Вячеслав Щербаков. Сейчас у российских СК хорошие перспективы для развития, и они легко смогут перехватить инициативу у конкурентов. В 2005 году 1057 СК собрали около 490 млрд руб., хотя рост был не таким спорым, как в предыдущие годы. Так, по сравнению с 2004, он составил всего 4%. Но некоторые участники рынка прогнозируют, что в 2006 году он способен увеличиться до 20%, а сборы перевалят за 4 млрд долл. Тем более рынок меняется, отсекаются "серые схемы" и "дутые" капиталы, согласно новым жестким требованиям Минфина к составу и структуре активов, формируемых в покрытие собственных средств страховщиков. Причем сами участники рынка говорят о необходимости изменений - консолидации и естественном отборе. Так, из более чем тысяча СК реальным страхованием заняты 120-150 компаний, и в дальнейшем 300-400 СК - для рынка норма. Потому в ближайшие два года около 80% СК придется вешать на двери офисов замки или переключаться на другую деятельность, чем они, впрочем, и так ныне занимаются.
Очищенный и укрупненный страховой рынок будет легче "переваривать" иностранных конкурентов. Правда, и нерезиденты, и отечественные крупные игроки к разговорам о наступившей экспансии иностранных СК пока относятся недоверчиво и даже иронически. А к намекам о некой "расчистке" рынка для нерезидентов - с негодованием. "Назовите, ну у кого есть такой интерес? – возмущенно говорит шеф британской "дочки" г-н Дубинин. - Идет естественный процесс консолидации. Клиент становится более требовательным".
Сейчас лимит на долю иностранного капитала в российских СК - 25%, а доля нерезидентов там пока всего 4,28%. Еще расти и расти, тем более что готовятся дополнения к страховому законодательству, и квотная планка может быть увеличена до 50%. Скорее всего, она будет увеличена в обмен на отказ США от требований разрешить открытие в России филиалов иностранных СК на переговорах о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Столь высокая планка и грядущие шикарные перспективы российского рынка вполне способны "завербовать" крупных иностранных страховых игроков в союзники Кремля, а они - серьезнейшее лобби на Западе. К тому же США пора понять, что в вопросах открытия инофилиалов банков и страховых компаний Кремль не пяди не уступит, а вот к "квотным" компромиссам вполне готов.
Позицию властей целиком разделяют российские страховщики. "Если инофилиалы будут неподотчетны надзору, не будут платить налоги, не будут здесь размещать резервы при полной свободе действий, то мы считаем, что это совершенно неправильно", - говорит глава "Ингосстраха" г-н Щербаков. Кроме неравных конкурентных условий, сойдет на нет правовая защита российского потребителя услуг, так как филиал в своей страховой работе будет руководствоваться законами той страны, где находится материнская компания.
Интересно, что многих работающих в стране нерезидентов вполне устраивают дочерние компании или покупка долей в капиталах российских СК. Такая форма для них предпочтительней, так как позволяет быстрее интегрироваться в местный рынок, и в ближайшие годы число нерезидентов будет увеличиваться. Их также очень привлекает корпоративное страхование, так как большинство международных СК имеют широкий круг глобальных клиентов, работающих по всему миру, в том числе и в России. В нашей стране открылось огромное количество представительств и дочерних компаний зарубежных фирм, а их надо страховать, говорит г-н Игнатьев. Третий вид приоритета нерезидентов – это бурный рост ритейла, а также ипотека, покупка автомобилей, потребительское кредитование и т.д. Но главным делом многие "инодочки" - Aviva, Generali (Италия) и другие – все же называют страхование жизни. Шансы у них неплохие, так как в 2005 году по этому виду СК всего собрали около 5,5 млн руб, а по прогнозу главы Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, лет через 10-15 объем этого сегмента может превысить 1 трлн рублей. Вопрос только в том, кому достанутся деньги - россиянам или иностранцам. Жизнь покажет, кто сумеет убедить 140 миллионов россиян, что "жить стало лучше, жить стало веселее", и можно не бояться потерять свои деньги или жить в нескончаемом ожидании страховых выплат.