Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Цена важнее качества

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В начале 2015 года россияне снова принялись копить деньги вместо того, чтоб проедать заначки, свидетельствует исследование Sberbank CIB. И впервые цена товаров для граждан стала важнее их качества.

Вера в рубль

Благодаря росту курса рубля россияне стали чувствовать себя увереннее — резкой девальвации теперь опасаются 38% потребителей против 45% в четвертом квартале 2014 года. Об этом свидетельствуют данные очередного исследования потребительского поведения среднего класса Sberbank CIB под названием «Потребительский индекс Ивановых» (о методике исследования см. справку).

Поверив в рубль, респонденты прекратили паниковать и проедать сбережения. В первом квартале 2015 года доля россиян, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же в среднем их было и в 2014 году), но доля месячного дохода, откладываемого на черный день, выросла с 8,3% в четвертом квартале до 9,2%. В последние месяцы 2014  года, и особенно в декабре, потребители пытались сберечь свои накопления от девальвации и активно тратили накопления. В первом квартале 2015 года прирост вкладов физлиц в банках может составить 3%, заявлял 7 апреля на съезде АРБ заместитель председателя Банка России Василий Поздышев.

В ущерб качеству

Но экономический стресс все ​​​же отразился на потребительских привычках представителей среднего класса. Количество россиян, которые теперь считают цену главным фактором при совершении ежедневных покупок в первом квартале 2015 года, выросло до рекордных 75% (73% в четвертом квартале прошлого года), показало исследование Sberbank CIB.

Значимость высокого качества продуктов при совершении покупок, напротив, продолжила снижаться. За год число россиян, отметивших качество в числе важного фактора при совершении покупок, снизилось на 3 п.п., до 67% опрошенных. «Мы впервые наблюдаем, чтобы Ивановы поступились качеством в пользу меньшей цены продукции», — отмечают исследователи Sberbank CIB.

«Действительно, покупатели меньше внимания обращают на бренд и, по нашим данным, отдают приоритет товарам под собственной торговой маркой сетей, которые стоят дешевле брендированных», — говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Представитель ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина также отмечает, что покупатели стали чаще выбирать товары под собственными торговыми марками — они дешевле товаров известных брендов минимум на 10%. «Мы отмечаем небольшое снижение спроса в категориях «гастрономия — бакалея — нон-фуд», при этом в категории овощей и фруктов спрос, наоборот, растет», — добавляет она.

«Мы продолжаем инвестировать в цены. Покупатели стали гораздо внимательнее относится к ним, отдавать предпочтение товарам под частными марками и активнее реагировать на акции», — подтверждает менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева. По ее словам, сеть адаптировала предложение к изменившимся предпочтениям покупателей, в результате чего наблюдался рост продаж и трафика в январе—феврале 2015 года. За период с января 2014 года по январь 2015 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,2%, отмечает она.

Непритязательность растет

Из-за резкого роста инфляции и падающих доходов респонденты Sberbank CIB стали обращать меньше внимания на расположение магазинов и уровень обслуживания. По данным Росстата, официальная инфляция за январь–март составила 7,4%, годовая достигла 16,9%.

Исследование Sberbank CIB показывает, что лояльность конкретной сети российские покупатели готовы променять на скидки в конкурирующем магазине. Аналитики отмечают, что впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в четвертом квартале 2014 года оно составляло 2,3, то в первом квартале 2015 года выросло до 2,8. Несколько розничных сетей подтвердили авторам исследования, что количество покупателей, приходящих в магазины только за теми товарами, на которые есть скидки, увеличилось.

Впрочем, курсируют потребители в любом случае между магазинами крупнейших российских сетей, таких как «Магнит», «Пятерочка» (X5 Retail Group), «Лента», «Дикси». Sberbank CIB в прошлых выпусках исследования отмечал, что крупнейшие ретейлеры — «котирующиеся на бирже розничные сети» — смогут усилить свои позиции за счет перетока покупателей из магазинов несетевой розницы. В отличие от менее сильных торговых форматов они могут позволить себе сдерживать рост цен.

Промоакции есть во всех крупных сетях, но теперь их будет еще больше. «Ашан» инвестирует в цены, чтобы снизить уровень инфляции для покупателей, в большей степени это касается социальных товаров и товаров первой цены, говорит представитель сети. «Дикси» в этом году будет инвестировать в цены еще агрессивнее, подтверждает Куманина.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Гладков сообщил о ранении ребенка в результате атаки ВСУ Политика, 21:18
Власти рассказали о последствиях открытия шлюзов ДнепроГЭС для Крыма Политика, 21:14
Минимум 24 человека погибли при пожаре на детской площадке в Индии Общество, 21:07
«Анора» с Юрой Борисовым взял главный приз Каннского кинофестиваля Life, 20:59
Футболист «Спартака» получил перелом в заключительном матче сезона Спорт, 20:56
Ники Минаж задержали в голландском аэропорту из-за наркотиков Общество, 20:46
Джикия ответил на вопрос о своем будущем после ухода из «Спартака» Спорт, 20:41
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Хинштейн рассказал детали нейтрализации стрелка в Петербурге Общество, 20:37
Командиры ВСУ рассказали о проблемах с обороной Часова Яра Политика, 20:23
В Уругвае умер певец Карлос Паравис Общество, 20:14
В РФС рассказали о возможных реформах в формате проведения Кубка России Спорт, 20:11
В мечети Сургута провели рейд по поиску нелегальных мигрантов Общество, 19:56
Мэр Харькова сообщил о взрыве в городе Политика, 19:53
Захарян завершил сезон в Испании с одним голом в 40 матчах Спорт, 19:47