Отечественные мобильные телефоны появятся не скоро
Этот шаг положительно повлияет на рынок сотового ритейла, и, по мнению большинства его участников, цена на мобильные телефоны упадет примерно на 5%, снизится «серый» импорт, составляющий сейчас 20% от всех продаваемых аппаратов. Кроме пошлин, именно этот фактор являлся сдерживающим для производителей, готовых к переносу сборки в РФ, поскольку они опасаются низкой рентабельности.
«Если останется только НДС, собираемость его будет выше, - говорит председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин.- МЭРТ надо убедить правительство, что собираемость налогов не упадет, рынок нормализуется, а честные и легальные игроки получат импульс к развитию».
Речь пока, скорее всего, пойдет об «отверточной» сборке телефонов известных брендов, поскольку российский потребитель ориентирован именно на них. Ожидается, что этим займутся Motorola, LG, Samsung и некоторые другие компании. Производство телефонов на территории РФ принесет рынку немало плюсов. Возможно, они будут более экономичны по цене за счет уменьшения «плеча» доступа. Так, изменятся темпы маркетинга трубок, они будут быстрее доходить до потребителя – не будет проблем, связанных с локализацией, таможенным оформлением, сертификацией, доставкой и т.д. Затем производителям на территории РФ будет легче реагировать на изменения стратегии розничных компаний и потребительские запросы пользователей. Производителям мобильных телефонов можно ожидать привлечения крупных инвестиций.
Это также новые рабочие места и новые налоги, то есть положительные моменты, присутствующие в других отраслях, где задействована «отверточная» сборка, например, в производстве отечественных иномарок и телевизоров. Что касается создания сильного российского бренда, то эксперты считают, что это путь более сложный и долговременный. Среди крупных проектов у российских заводов и финансово-промышленных групп, желающих выйти на этот рынок, пока известен один, предпринятый концерном Sitronics. «Нам нравится все, что делается внутри России, - говорит Евгений Чичваркин. - Если был бы российский бренд, мы бы его очень поддерживали».
Стоит учитывать и то, что отечественный ритейловый сотовый рынок уже близок к насыщению, стадия его интенсивного роста заканчивается. Весь рынок оценивается более чем в 6 млрд долл. Количественный рост идет, в основном, только за счет регионов, еще имеющих невысокий уровень проникновения мобильной связи, миллионов мигрантов-гастарбайтеров и подрастающего поколения, впервые обзаводящегося сотовыми телефонами на деньги родителей. Практически оправдываются прогнозы экспертов, предсказывавших в 2006 году падение объема проданных трубок на 10-18% - до 28 млн штук с 31,5 млн в прошлом году. Рынок резко откатился назад, продажи идут на уровне 2003-2004 годов, и предполагается, что по итогам 2006 года будет продано 28-28,5 млн мобильных телефонов.
Правда, некоторые участники рынка оценивают его оптимистичнее. Так, по мнению коммерческого директора ГК «Связной» Сергея Румянцева, продажи могут составить около 30 млн трубок и следующий год будет примерно таким же - 30-31 млн проданных телефонов. Но рынок растет на 7-8%, спрос переместился в сторону замещения ранее купленных аппаратов новыми (в Москве до 95%), реплейсмента – перехода на более дорогие и «навороченные» модели, поскольку телефон из средства связи становится еще и элементом престижа.
Реплейсмент занимает серьезную долю рынка. По различным данным, примерно 20-30% пользователей серьезно следят за новинками, 40-45% меняют телефоны ежегодно, и 15% - раз в 6-8 месяцев. Этот контингент покупателей и обеспечивают более половины всех продаж. Тем самым из года в год наблюдается прогрессирующее удорожание мобильных телефонов, во многом за счет сопутствующего контента – фото, видео, аудио, Интернета, игр и многого другого. Хотя, по опросам социологов, потребители чаще всего используют не более 40-50% дополнительных функций, считая главным просто иметь их в наличии. «Базовое состояние рынка меняется, - говорит генеральный директор ГК Dixis Алексей Чуйкин. - Если раньше это был рынок продажи мобильных телефонов, то теперь он смещается в сторону продажи электроники небольшого размера».
Будущая ценовая ниша для российских трубок экспертам видится в районе от 80 долл. до 150-180 долл. В то же время средняя стоимость мобильных телефонов ежегодно увеличивается на 20 долл. – со 150 долл. в 2004 году до 200 долл. в 2006г. Количественный рост переходит в качественный. И участники рынка опасаются, что, несмотря на отмену пошлин и, возможно, еще какие-либо льготы, общая прогрессирующая дороговизна трубок сделает неконкурентоспособной продукцию российской сборки.