Московская розница к 1 сентября недосчиталась четверти покупателей
Shopping Index учитывает среднее число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. В Москве Watcom оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл».
«Либо из-за кризисных ощущений потребители решили обойтись без покупок, либо стали осторожнее и ждут скидок. Мы связываем это с неблагоприятной экономической ситуацией и тревожностью потребителей», — отметила Юлия Зефирова из Sela. На рентабельности сказалось и то, что ретейлеры начали распродажи раньше обычного, посетовала Зефирова.
По данным Watcom, трафик в крупных торговых центрах столицы снижался с марта этого года, к последней неделе июня вернулся к показателям 2013 года, сейчас снова ушел в минус. «С начала года было снижение трафика, но в нашем случае в Москве в августе был рост на 6% по сравнению с 2013 годом», — говорит вице-президент ГК «Новард» (магазины «Эконика») Сергей Саркисов.
Последние два года потребление подстегивало быстрорастущее потребительское кредитование, но в конце прошлого — начале нынешнего года рост замедлился, напомнил Саркисов. По данным банка «Хоум кредит», около 10% кредитов, выданных в 2013 году в местах продаж, пришлось на одежду, 43% — на электронику и бытовую технику.
Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М.Видео» в прошлом году около 16% покупок продавал в кредит. На начало 2014 года 90% магазинов «М.Видео» находилось в торговых центрах, поток покупателей, по оценке «ВТБ Капитала», в сопоставимых магазинах за январь-июнь упал на 6,1%.
«Не знаю, как долго может продолжаться падение, но точки отскока не вижу: к этим условиям на рынке как к нормальным надо приспособиться», — заключил Саркисов.
В июле Росстат отмечал снижение спроса на целый ряд товаров и услуг, что, по данным ведомства, связано с падением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.
По словам владельцев одежных торговых сетей, покупатели сократили затраты из-за неуверенности в устойчивости российского рубля. «Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — отмечал РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.