Сливочное мороженое легче произвести за границей
На российском рынке мороженого работает порядка 250 производителей. "Но практически 10 предприятий производят половину мороженого России, наращивая производство по 20-30% в год. А остальные влачат жалкое существование, не имея возможности повышать качество своей продукции", - отметил в эфире программы "В фокусе" на РБК-ТВ генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов.
По мнению экспертов, отечественному рынку мороженого мешают развиваться несколько причин.
Российские потребители наполовину обеспечены молочным сырьем и зависимы от иностранных поставщиков. "Сейчас на рынке драма с сухим молоком. Цены на него увеличились на 60% из-за того, что Китай, Индия ввели программы поддержки малоимущего населения и скупили все сухое молоко в Европе. Даже из ЕС это сырье привезти проблематично", - говорит президент ГК "Альтервест" Виктор Лутовинов.
Также на российских предприятиях установлены все зарубежные линии по производству мороженого. "Даже если обнулить таможенные пошлины на производственные линии, то они мало повлияют на расходы предприятий", - уточняет В.Лутовинов.
Но поднять цену на мороженое в соответствии с затратами на его производство невозможно. Россияне и так потребляют мало мороженого - 3 кг в год. Если сравнивать с потреблением мороженого в Скандинавии, США, то Россия отстает от них в разы.
Еще недавно проблемой рынка было качество продукции. Правовой вакуум, возникший с отсутствием ГОСТов, позволял производить мороженое практически каждому желающему. Для того чтобы бороться с некачественной продукцией, Союз мороженщиков России совместно с крупнейшими производителями разработал ГОСТ "Мороженое молочное, сливочное, пломбир", который действует с 2005 года. Теперь осталось разработать критерии качества для сливочно-растительного мороженого, шербета и фруктового льда.
Участники рынка не скрывают, что сейчас проще всего произвести обыкновенное вкусное мороженое по советской рецептуре за границей, чем получить его здесь. Если мороженое изготавливается по техническим условиям (компании сами вырабатывают рецепт), то поставщики сырья часто заменяют молочное сырье растительным. Мороженое, сделанное без использования молочного сырья, сливочным вряд ли назовешь.
По мнению экспертов, новая волна роста мороженого на российском рынке ожидается со вступлением в ВТО: когда с отменой пошлин продукции будет проще перемещаться на международном рынке.
У производителей есть несколько подходов к сегментированию рынка. Мороженое принято делить на летнее и зимнее, то есть порционное и развесное. Летнее мороженое весом не более 150 г (эскимо, стаканчики, рожки) покупается в жаркую погоду и съедается на улице, тогда как зимнее (рулеты, ванночки и торты) съедается в домашних условиях. Также распространено деление на премиальный, средний и экономичный ценовые сегменты. По мнению маркетологов, сегмент весового премиального мороженого перспективен, т.к. он не перенасыщен.
Безусловно, на рынке продолжится тенденция укрупнения компаний, занимающихся бизнесом мороженщиков. По предварительным прогнозам, рынок мороженого вырастет примерно на 3–5% в 2007г. А по заявлениям некоторых производителей мороженого, их рост продаж составит не менее 30%.