Финансовая система после кризиса видится чередой непредсказуемых изменений. В октябре 2008 года финансовые рынки привели к глобальным курсовым потерям в размере 4,5 млрд евро. В мае 2010 года в результате так называемого «Мгновенного обвала» (Flash Crash) на американских фондовых рынках курсы обмена валют упали более чем на 9% за считаные минуты. Многие из этих потерь удалось восполнить вновь — тоже за несколько минут. Многомиллиардные экономические программы, грозившие обанкротить целые страны, спровоцировать национализацию банков и массовый отток капитала, привели к непрогнозируемым последствиям для финансовых рынков. Они превратились в чрезвычайно сложную сферу, где царит неуверенность, которая приводит к регулярным «хаотичным потрясениям». И именно в таких условиях инвесторам приходится сегодня принимать решения.
Несмотря на усиление волатильности и нестабильность циклов на фондовых рынках, риторика представителей финансовой системы свидетельствует о том, что игроки на рынках смогли оценить неуверенность в принимаемых экономических решениях с точки зрения риска, измерив числовое значение неизвестного результата. Тем не менее инвестиционные решения — подобно любым другим решениям — нацелены на будущее, а будущее никто не способен предугадать. Неуверенность — особенно большая проблема для экономических решений, поскольку они ориентированы на максимальную утилизацию результатов действий.
Каким же образом игроки на рынке должны принимать решения, нацеленные на максимальную прибыль, в ситуации крайней неопределенности? Как действуют инвесторы, если они не знают, как именно им оптимизировать прибыли или как вообще сделать какой-либо оценочный прогноз? Как инвесторы принимают решения на нынешнем финансовом рынке?
Ответы на эти вопросы появились в результате исследования, проведенного мной в Гамбургском университете. Согласно результатам, игроки на рынках прислушиваются к своим чувствам — особенно в ситуации очевидной неопределенности. В ходе исследования была организована серия интервью с профессиональными финансистами-мужчинами, в число которых вошли исполнительные директора ряда крупных государственных и частных немецких банков, управляющие частными активами государственных и частных банков, главы компаний по управлению семейным капиталом и трейдеры, о том, как они принимают финансовые решения.
В зависимости от ответов их можно поделить на четыре основные группы: «предприниматели», «технократы», «статистики» и «игроки». Им соответствует определенная инвестиционная стратегия, основу каждой из которых составляет фундаментальный анализ, анализ диаграмм и графиков, математическая модель и удача соответственно. Выбор подходящей стратегии зависит от концепции, которой следует доминирующая на том или ином рынке организация.
Собранные данные свидетельствуют, что все опрошенные финансисты принимают решения, прежде всего отталкиваясь от определенной стратегии. Тем не менее инвесторы признают, что они регулярно отступают от нее, когда динамику рынков оказывается невозможно предугадать, используя инструментарий избранной стратегии. Именно в этот момент, когда измерение показателей не может дать достоверных прогнозов, опрошенные финансисты предпочитают использовать чувства как основу для принятия решений. По их словам, в такие моменты для них не имеет значения, чего конкретно касается принимаемое решение. Инвесторы определяли любое свое решение как интуитивное в любой ситуации, когда они ощущали неуверенность.
Ее причины могут быть разными, например недостаток знаний экономических процессов, опасения не угадать со временем или возникновения непредвиденной ситуации. Но тем не менее необходимость принимать решения в такие моменты — это неотъемлемая часть работы инвестора. Для того чтобы выполнить задачу, люди используют иррациональные приемы принятия решений — идя вразрез с официальными требованиями (рациональная аргументация инвестиционных шагов).
Интуитивные решения позволяют игрокам на рынке преодолеть формально безвыходную ситуацию и таким образом сохранить способность принимать дальнейшие решения. Они позволяют продолжать вести бизнес, хотя на том этапе он должен был бы взять паузу. Чувства и ощущения — это своеобразный мост, позволяющий перейти из «мира непонимания» в «мир дальнейших действий», даже несмотря на то, что в этом случае ситуация однозначно выходит из-под контроля инвестора.