В России растет спрос на дорогие мобильные телефоны
Еще одна причина сокращения продаж телефонов – это появление трубок б/у. По некоторым оценкам, в России продается 20-40% бывших в употреблении телефонов. Однако как подчеркивают эксперты, в первую очередь речь идет о снижении продаж телефонов средней ценовой категории ($100-200).
По оценкам J’son & Partners, в первом квартале текущего года было продано 7,1 млн телефонов по средней цене в 184 долл. При этом доля продаж моделей стоимостью более 350 долл. выросла с 5 до 13%, а вот бюджетных моделей до 80 долл. – снизилась с 22 до 17%. Аналитик J’son & Partners Сергей Савин ожидает, что всего в 2006г. будет продано 35,3 млн телефонов против 33,5 млн штук в 2005г. Сами сотовые ритейлеры более пессимистичны в оценках. К примеру, по данным "Евросети", в первом квартале 2006г. было продано всего 6,53 млн сотовых телефонов на сумму 1,26 млрд долл. Но несмотря на расхождения в количественных показателях прогнозов, эксперты соглашаются с тем, доля дорогих телефонов на российском рынке продолжает увеличиваться. Так, в первом полугодии 2006 года было реализовано 478000 смартфонов, что на 149% больше по сравнению с продажами первого полугодия.
Рост средней цены на смартфон определяется общим увеличением реплейсмента мобильных телефонов, увеличением количества покупок с использованием услуги потребительского кредитования. Объем продаж смартфонов в первом полугодии 2006 года в денежном выражении составил 250 млн долларов. Кроме смартфонов будет расти рынок телефонных аппаратов, способных работать как в сотовых, так и в Wi-Fi-сетях. Международный рынок телефонных аппаратов с поддержкой Wi-Fi увеличился в 2005 году на 116% и принес общий доход в размере 125,5 млн долларов, а в 2006 году обещает уже удвоить свои объемы. Более того, аналитики исследовательской компании Infonetics Research считают, что до 2009 года рынок Wi-Fi-совместимых телефонов будет увеличиваться на 200-300% в год. Соответственно, к 2009 году доход от продажи таких устройств составит приблизительно 3,7 млрд долларов.
В первом квартале 2006 года, по данным "Евросети", доли розничных продаж сотовых телефонов в России распределялись следующим образом: лидером продаж стала Nokia, на долю которой пришлось 26% всех продаж. Samsung завоевал 19%, а Motorola и Siemens – 18% и 14% соответственно. На долю LG приходится 7,5% проданных телефонов, Sony Ericsson – 7%, Pantech – 3,5%, Philips – 1,8%, Sagem – 1,5%, Fly – 1%, и около 0,7% – на долю других производителей.
Помимо продажи дорогих телефонов ритейлеры смогут заработать на продаже аксессуаров. В среднем вместе с телефоном покупается минимум два аксессуара. Стоят аксессуары значительно дешевле телефонов, однако маржа в этом сегменте выше. Кроме того, прием платежей сотовых операторов продолжит приносить ритейлерам еще около 20% доходов.
На фоне падения продаж телефонов у ритейлеров, в России растет интерес к покупкам мобильных телефонов через Интернет. Эксперты объясняют это ростом популярности Интернета и дешевизной организации торговли через Сеть. Стоимость содержания интернет-магазина гораздо ниже, чем "офлайновой" розничной точки, что обусловливает поддержание более низких цен на технику в интернет-витринах. По данным исследования компании Divizion, в 2006 году продажи аппаратов через интернет-магазины вырастут на 43% и составят 600 тыс. штук. При сокращении объема российского рынка мобильных телефонов в целом, доля продаж через Интернет увеличится с 1,3% в 2005 году до 2,1% в 2006 году.
Что касается перспектив, Divizion прогнозирует сокращение объема проданных телефонов на 12% – с 31,5 млн штук в 2005 году до 28 млн штук в нынешнем. Но в денежном выражении объем рынка вырастет с 5,2 млрд долларов в прошлом году до 5,6 млрд долларов в 2006 году. Это связано с тем, что в России стали покупать более дорогие и функциональные телефоны, говорят специалисты компании Divizion.