Российские эксперты заступились за грузинский "Боржоми"
На российском рынке минеральной и питьевой воды бренд "Боржоми" - популярный и узнаваемый еще с советских времен - за последние несколько лет стал одним из сильных игроков. Он занимал 6-7 место среди самых популярных марок в силу повышенной стоимости, будучи специализированной лечебной водой, и подавляющее число потребителей использовали ее именно для этих целей. Основной рынок для "Боржоми" – московский, около 70% воды реализовывалось в городе и области. По некоторым параметрам за 2005 год "Боржоми" стал первой маркой в Москве, обогнав таких лидеров, как "Бон Аква" и "Аква Минерале". По словам эксперта РБК, руководителя проекта "Потребительский рынок" Надежды Геращенко, "Боржоми" стал столь крупным игроком среди премиальной лечебной воды достаточно рано в силу того, что эта марка получила хорошие инвестиции.
В апреле 2006 года Роспотребнадзор вслед за грузинским вином приостановил импорт и реализацию грузинской минералки в России из-за несоответствия качества воды, указанной на этикетках, требованиям санитарных и вкусовых норм, или, проще говоря, усмотрев в поставляемых партиях фальсификат. Однако, по оценке исследовательской компании "Бизнес Аналитика", международный холдинг "Боржоми" за последние лет 10 потратил очень большие деньги для того, чтобы избавиться от контрафакта.
"Действительно, в начале 90-х годов настоящего "Боржоми" на рынке просто не было из-за ситуации в Грузии и России, - говорит генеральный директор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин. - Но компания сумела победить этот контрафакт. И абсолютно уверен, что подавляющее большинство, наверное, 99%, "Боржоми" на рынке - это аутентичная вода из Грузии, соответствующая всем ГОСТам".
Интересна реакция рынка минеральной воды после того, как грузинская минералка ушла с него. Участники рынка ожидали, что в мае сегмент минеральной воды может провалиться, но рынок вырос на 19% по сравнению с маем прошлого года в абсолютном выражении. Среди марок, занявших опустевшую нишу, - "Ессентуки", "Нарзан", "Новотерская", "Архыз", "Славяновская" и некоторые другие. Так, в мае наблюдался 25-процентный прирост по "Ессентукам". Опыт показал, что "водоминерального голода", как предрекали грузинские СМИ, в стране не будет. Один только регион российских Кавминвод поставляет на рынок свыше 30 видов не уступающих по качеству различных минеральных вод, в том числе, кроме знаменитых "Ессентуков" и "Нарзана", "Железноводская", "Смирновская", "Бештау", "Нагутская", "Пятигорская", "Рокадовская", "Кисловодская", "Новоессентукская целебная", "Машук" и другие. Сообщается, что в этом районе найдены источники воды типа "Боржоми".
"Представьте себе, утром встанет русский человек, откроет холодильник, и там не окажется "Боржоми", кого он будет ругать - грузинское или российское правительство?" - сказал президент Михаил Саакашвили сразу после запрета импорта. Думается, что российское вряд ли. Во-первых, хотя российские эксперты и полили бальзам на раны батоно Михаила, но даже если запрет имеет не только санитарный "привкус", но и политический, то возврат грузинской продукции на российский рынок зависит от его поведения, которое сейчас общество, мягко говоря, не одобряет. А во-вторых, есть большой выбор на замену.
В целом, по оценке аналитиков, российский рынок минеральной и питьевой воды с 2000 года вырос практически вдвое. По прогнозам, до 2010 года среднегодовые темпы роста рынка составят 10%, и это самый большой темп роста среди всех безалкогольных напитков. Они опережают даже соки, которые демонстрировали двузначные темпы роста еще 3-4 года назад. Их динамика снижается до 7-8% - вода растет быстрее.
В стоимостном выражении, несмотря на большие объемы, – почти 3 млрд литров, рынок относительно небольшой - менее 1,5 млрд долларов. В 2000 году среднее потребление минеральной воды на душу населения составляло примерно 10 литров, а в 2005 – больше 18. Это немного, по сравнению со статистикой из развитых стран, где потребление выше на порядок, скажем, в Европе около 100 литров. Правда, точное соотношение трудно высчитать, так как там учитывается не только природная минералка, но и вода, искусственно минерализированная, очищенная и природная ключевая (артезианская).
Если учитывать эти параметры, то, похоже, мы не очень-то отстаем в стремлении к здоровому образу жизни. Способствует этому и повышение благосостояния населения, так как еще недавно покупать чистую питьевую воду мало кому приходило в голову. Эксперты прогнозируют, что рост продаж 19-литровых емкостей питьевой воды составит 30-40% в год. Еще большими темпами, примерно 50% в год, растут продажи самых популярных объемов - 5-литровых канистр. И в конце 2005 года на долю этих упаковок приходилась уже четверть всей потребляемой воды, что связано с увеличением домашнего потребления не только для питья, но и для готовки. В первую очередь, это касается Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, где с экологической ситуацией посложнее.