Пошлинная торговля
Глава оператора сети магазинов беспошлинной торговли Regstaer-М Александр Баев решил расширить свой бизнес за счет пассажиров внутренних авиалиний. Как стало известно РБК daily, уже в июле его компания откроет сеть магазинов формата duty paid во Внуково. Ассортимент товаров в таких торговых точках будет таким же, как и в duty free, однако в их стоимость будет включена пошлина, что сделает их дороже на 15—30%. Сейчас Regstaer-М согласовывает с администрацией аэропорта договор аренды площадки.
Менеджмент Regstaer-М, владеющей сетью магазинов беспошлинной торговли в аэропорту Внуково, некоторое время назад заказал разработку концепции новых магазинов формата duty paid для терминалов аэропортов с внутренними авиалиниями, рассказал РБК daily источник, близкий к руководству компании. Regstaer-М планирует открывать не мультипродуктовые магазины, а отдельные бутики для каждого вида продукции, утверждает источник.
Председатель совета директоров Regstaer-М Александр Баев передал через помощницу подтверждение планов компании по открытию магазинов duty paid, но от дальнейших комментариев отказался, сославшись на то, что не хотел бы рассказывать подробности до открытия магазинов, которое намечено на июль текущего года.
Официальный представитель аэропорта Внуково отметил, что сейчас проходит согласование договора аренды с Regstaer, который подразумевает открытие нескольких магазинов в зоне внутренних линий терминала А общей площадью 2240 кв. м.
Появление магазинов формата duty paid не уникальный случай для московских аэропортов. В зоне внутренних воздушных линий терминала D Шереметьево аналогичный проект реализуют ЗАО «Аэроферст» и «Эирест Руссия» (итальянские бренды одежды и аксессуаров), однако во Внуково подобные магазины этого формата появятся впервые.
Форматы торговли в аэропортах отличаются друг от друга тем, что в duty paid в отличие от duty free в стоимость продукции включены налоги и импортные пошлины, а кроме того, не продается алкоголь. Генеральный директор ЗАО «КАПО duty free» (Екатеринбург) Ольга Короткова объясняет, что для каждого вида продукции индивидуальная пошлина, но в среднем это прибавляет 15—30% к закупочной стоимости товара. «В целом цены приближены к тем, что на локальном рынке, дальше зависит от компании, насколько она хочет быть конкурентоспособной», — говорит г-жа Короткова.
В магазинах duty paid Ольги Коротковой алкоголя и сигарет нет. Аэропорты — это места массового скопления, и там продажа возможна только в duty free и местах общепита. «Мы сделали упор на хорошую косметику и парфюмерию, сумки и аксессуары. А для продажи алкоголя, даже если удастся получить разрешение, нужно иметь акцизные марки, акцизный склад и т.д. Это очень сложно», — рассказывает г-жа Короткова.
Поставки товаров для двух форматов могут идти со складов на территории России (у всех основных игроков есть свои дистрибьюторы, главное — нужно разрешение производителя) либо напрямую от производителя.
Ассоциация организаций беспошлинной торговли и торговли на транспорте («Борт») оценивает объем российского тревел-ритейла за 2012 год (включая магазины duty free и duty paid) примерно в 1 млрд долл. Как поясняет заместитель исполнительного директора «Борта» Юлия Мещерякова, на долю московского авиационного узла и аэропорта Пулково приходится большая доля оборота.
Вместе с тем, как пояснила г-жа Мещерякова, в ключевых московских авиационных узлах доля пассажиров на международных рейсах составляет примерно 60%, соответственно, только 40% приходится на внутренние рейсы, и обратная картина распределения пассажирского потока в региональных аэропортах. Это в том числе является одной из причин, по которой в столичных аэропортах формат duty paid развит меньше, а вот с точки зрения региональной конъюнктуры данной категории магазинов уделяется больше внимания.