Таймшэры окружают Москву
Покупка гостиничных номеров особенно распространена в туристических странах: хозяева сами не против пожить в отеле или приглашают сюда родственников и знакомых, но в остальное время номер сдается управляющей компанией. В международной практике такие гостиницы (со "смешанной" формой собственности) называют отелями-кондоминиумами. К слову, среди россиян большим спросом сегодня пользуются номера в гостиницах на лазурном берегу Болгарии, где цены пока еще только на подъеме.
Кроме того, большие перспективы у кондоминиумов и по всем направлениям Подмосковья. Иметь номер класса люкс в лесу едва ли не выгоднее, чем апартаменты в спальном районе близ "тупиковых" станций метро. Хозяин такого номера может зарабатывать на аренде до 3 тысяч долларов в месяц, подсчитали в одном из подмосковных пансионатов, то есть вложения окупаются примерно через 4 года.
А гостиничный бизнес, таким образом, расширяется, обходя банки стороной. "Номера (еще на этапе строительства) быстро расходятся, - говорит в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" коммерческий директор спортивно-развлекательного парка "Яхрома" Наталья Силинская. – А по завершении среди соинвесторов не найти ни одного желающего продать нам свой номер по более высокой цене".
Как правило, совладельцы покупают по 2 номера за раз. Стараясь первым делом окупить вложения, сами они не спешат воспользоваться гостиничными услугами своих номеров, по словам Н.Силинской, "все сдают". Стоимость среднего номера на этапе строительства колеблется в зависимости от расположения по отношению к Москве, наличия бассейна и т.д. – от 120 тысяч до более 500 тысяч долларов. При этом одним из основных критериев определения цены является "гарантия" загрузки этих номеров – ведь в противном случае вложения просто теряют смысл.
70-80% от доходов с аренды номера поступает на счет владельца, только 20-30% – в копилку управляющих компаний. Косметический ремонт делается совместными усилиями, мебель и оборудование застрахованы. Только вот гарантировать высокую загрузку номера не в силах никто. Управляющая компания может лишь обосновать свои прогнозы, предложив расчеты по окупаемости и т.п., не больше. Впрочем, по мировым стандартам загрузка гостиниц в Москве и Подмосковье сегодня очень высока – 70%, и в ближайшие годы не будет падать.
То есть гостиничный бизнес как никогда выгоден, и удивительно, что некоторые отели продают свои номера или даже целые этажи. "Едва ли схема таймшэр приживется в самой столице, – поделился с телеканалом РБК исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. – Московские отельеры, помня о дефиците гостиничных мест, продавать номера не спешат".
Притом Москва, в отличие от других столиц, имеет свою специфику: немало номеров люкс или апартаментов элитного класса, выкупленных нефтяными компаниями, большую часть времени года простаивают пустыми. "Это имиджевый вопрос, и никому они не хотят сдавать", - объясняет Г.Ламшин.
Таким образом, формат инвестиций типа таймшэр характерен лишь для малого или среднего бизнеса, и едва ли кондоминиумы-отели появятся в самой столице, где развиваются преимущественно отельные сети. По прогнозам экспертов, это скорее произойдет в Северной столице (где уже получили распространение те же семейные гостиницы), в Сочи или в других городах курортных зон России, где есть место малому бизнесу.