Российский фарфор уходит из сегмента "эконом"
Правда, насыщение происходит в основном за счет импортируемой фарфоровой посуды. Причем импорт растет со скоростью рынка (20% в год), и его доля уже достигает, по некоторым данным, 50%.
"В наших семьях мало фарфора, – сетует в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор по продажам ТД "Люкс" Императорского фарфорового завода (ИФЗ) Владислав Йорш. – В этом смысле ситуация в России даже лучше, чем на европейских рынках, где предложение превышает спрос".
Однако пока этой ситуацией с успехом пользуются лишь импортеры: эксперты обеспокоены тенденцией постепенного сокращения российского производства. Между тем Россия как в царские, так и в советские времена славилась своим фарфором, соотношение импорта и экспорта фарфоровой продукции составляет сегодня 90% и 10%.
В основном Россия импортирует фарфор низкого (из Азии и Украины) и высокого ценовых сегментов (из Германии, Венгрии, Чехии, Англии и Японии). Пока российские производители сохраняют хорошую репутацию в премиальном сегменте, они теряют самое дорогое – массового покупателя. "Большинство заводов в свое время не имели правильной поддержки, что сказалось на качестве продукции, которую они выпускают", - объясняет В.Йорш.
Импортирует Россия и сырье для производства фарфора – на 10-12% (главным образом, украинскую глину). Напомним, по объемам выпущенной посуды российские фарфоровые заводы можно выстроить в следующем "хит-параде": ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" (г.Краснодар), ЗАО "Конаковский фарфоровый завод" (Тверская обл.), ПК "Дулевский фарфор" (Московская обл.), ЗАО "Богдановический фарфоровый завод" (Свердловская обл.), ЗАО "Фарфор Вербилок" (Московская обл.), АООТ "Пролетарий" (Новгородская обл.), замыкает список производящий, по сути, штучную продукцию ОАО "ИФЗ" (Санкт-Петербург), известный до 2005г. как Ломоносовский.
Российский фарфор сегодня еще конкурентоспособен в среднем ценовом сегменте и неплохо себя чувствует в премиальном (Ломоносовский фарфоровый завод). А в качестве основных путей выхода на внешние и внутренние рынки, судя по опыту ИФЗ, предлагается, как это ни странно, покупка европейских фарфоровых фабрик.
Так, Ломоносовский фарфоровый завод в 2002г. купил французские компании Deshoulieres и Porcelaine de Sologne. "Мы создали огромный холдинг, и французский фарфор – это в основном не ручная роспись, которой мы отличаемся, а производство европейских произведений, которые уходят по всему миру. В том числе французский фарфор нужен и в России, – объясняет В.Йорш. – Французы получили прекрасных руководителей, которые знают, как продвигать по миру их продукцию. Мы получили качественную продукцию хорошего европейского производителя".
Оба вывода спорны. Неужели за более чем 100 лет семейного бизнеса Deshoulieres и Porcelaine de Sologne не научились "продвигать по миру" свою продукцию? А гражданам России не милее ли был бы качественный фарфор отечественного производства? Как бы то ни было, ИФЗ де-факто уходит в премиальный сегмент. И оставшиеся заводы, по сути, остаются бороться в среднем ценовом сегменте, уступив низкий Китаю и Украине.
Показателен и ребрендинг ИФЗ: до 2005г. он назывался Ломоносовским. Теперь завод вернул дореволюционное название. И дореволюционную аудиторию, надо полагать. По крайней мере директор по рекламе и PR ИФЗ Олег Кривохижин в одном из интервью недвусмысленно объяснил новую брендинговую политику компании: "Если мы говорим о продвижении марки Imperial, то большая часть россиян нас не интересует, так как никогда не станет потребителем наших люксовых изделий. Круг людей, покупающих luxury, довольно узок". Хотя, добавим, бренд "Ломоносовский" известен во всем мире, не говоря о том, что агитационный фарфор (советского периода) ценится выше других раритетов из фарфора ( пример тому - торги "Сотбис" и "Кристи").