В российской тюрьме сидеть…тесно
В настоящее время в российских следственных изоляторах содержатся 226 тысяч человек при нормативе в 139 тысяч. Таким образом, переполнение составляет 162%. Об этом заявил замначальника главного управления исполнения наказаний Минюста РФ Олег Филимонов. Наиболее тяжелая ситуация, по словам Филимонова, сложилась в СИЗО крупных городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Проблема осложняется тем, что органы предварительного следствия и особенно суды не всегда обоснованно применяют в качестве меры пресечения арест. В среднем ежегодно в России из СИЗО освобождаются 125 тысяч человек в связи с прекращением уголовного дела или изменением меры пресечения.
В ряде случаев неоправданно затягиваются сроки предварительного и судебного следствия. 3 тысячи 226 человек, числящихся за судами первой инстанции, содержатся от 1 до 2 лет, 400 человек - от 2 до 3 лет и 41 человек - свыше трех лет. По словам Филимонова, 118 тысяч человек, содержащихся сейчас в СИЗО, числятся за предварительным расследованием, 42 тысячи ожидают решения кассационных инстанций. Для того, чтобы исправить положение подготовлен законопроект, который на будущей неделе предстоит рассмотреть Госдуме во втором чтении. Он предусматривает сокращение срока содержания под стражей во время предварительного следствия и суда до 1 года в отношении всех правонарушителей за исключением особо опасных уголовных преступников.
Желанием облегчить участь заключенных СИЗО охвачен не только Минюст, но и Генпрокуратура. Глава этого ведомства Владимир Устинов даже издал приказ "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве". Приказ обязывает взвешенно и ответственно подходить к даче санкции на заключение подозреваемого или обвиняемого под стражу в качестве меры пресечения. Исходя из материалов дела, особенно о преступлениях в сфере экономической деятельности, предписывается чаще использовать залог, сумма которого должна соизмеряться с размером причиненного вреда и степенью общественной опасности содеянного. Применительно к каждому делу рассматривать вопрос о возможности изменения либо отмены меры пресечения в виде заключения под стражу. Приказано также незамедлительно освобождать из следственных изоляторов лиц, содержащихся там без законных оснований.