Минсельхоз США проинформирует россиян о качестве американских продуктов
Пять американских ассоциаций производителей и поставщиков пищевых продуктов, работающих в РФ, инициировали запуск информационной программы «Качество и безопасность продуктов питания из США» в России, направленной на создание и в ряде случае реабилитацию репутации продуктов питания США. Проект запущен под эгидой Министерства сельского хозяйства США, поддержан посольством США в России.
Американские бизнесмены и власти рассчитывают обратиться к широким слоям россиян, которые, как показали исследования общественного мнения, при выборе продуктов питания "не всегда осведомлены о высоком качестве американских продуктов".
Предусматривается популяризация американских продуктов, информирование потребителей о государственном контроле качества и безопасности поставляемых из США продуктов, а также о правильном и здоровом питании. О всех технологиях информационной программы, кроме специализированного интернет-портала, представители США пока не говорят.
Нет данных и о том, сколько же будет потрачено на реализацию проекта. Пятерка упомянутых отраслевых американских ассоциаиций - это уже широко известный даже конечному потребителю на фоне информационной и экономической войны между российскими властями и поставщиками "ножек Буша" Совет США по экспорту домашней птицы и яиц (USA Poultry and Egg Export Council), а также Вашингтонская яблочная комиссия (Washington Apple Commission), Бюро по грушам США (Pear Bureau Northwest), Американская федерация по экспорту мяса (U.S. Meat Export Federation) и Американский совет производителей сухого гороха и чечевицы (USA Dry Pea & Lentil Council).
На брифинге, проведенном для журналистов, посол США в РФ Уильям Бернс привел такой довод: "Качество и безопасность продуктов питания, как потребляемых на внутреннем рынке США, так и поступающих в Россию, жестко регламентируется и контролируется на уровне федеральных и местных властей США". В свою очередь, советник посольства США в РФ по вопросам сельского хозяйства Аллан Мастард сослался на тот факт, что в США действует более 50 соглашений между различными государственными ведомствами, которые, так или иначе, причастны к работе по обеспечению продовольственной безопасности. Контролирующие инспекции США ежегодно проверяют на наличие патогенных организмов 90 тыс. различных продуктов. В результате забраковывается менее чем 1% продукции. При этом экспортная продукция, как утверждает директор офиса Codex Alimentarius службы контроля безопасности пищевых продуктов США Барбара Мак-Нифф, идентична по качеству потребляемой внутри страны.
"Судя по всему, игроки агропищевой отрасли и власти США решились на экстравагантный маркетинговый маневр: не дожидаясь стабилизации отношений по вопросам сельского хозяйства с российскими властями, осознавая риски и долгосрочность обсуждения этой темы при переговорах по вступлению России в ВТО, они направили усилия на убеждение непосредственно российского потребителя "питаться и не бояться" американской пищи", - говорит один из уачастников российского потребительского рынка. При этом в посольстве США в Москве нивелируют тему роста напряженности в вопросе импорта американского мяса птицы. Так, комментируя недавнее заявление министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа о возможном снижении квоты США на поставки курятины в РФ в случае затягивания со стороны США переговоров о вступлении РФ в ВТО, А.Мастард ограничился формальной фразой: "Мы ведем эти переговоры в рамках правил этой организации, в условиях полной секретности". Более выраженной его позиция была в отношении наложенного в конце сентября 2006г. Россельхознадзором ограничений на поставки продукции с трех американских предприятий в связи с выявлением культур сальмонелл в мясе птицы. "Мы постоянно ведем переписку между американскими контролирующими организациями и Россельхознадзором о поставках мясной продукции в РФ. Но, как часто бывает, запрет на поставки может быть обусловлен исключительно административными причинами", - заявил А.Мастард.
При этом он уверен, что никакой пищевой опасности для российского потребителя факты, выявленные российской стороной, не несут. Еще спокойнее воспринимают в американском посольстве запрет (с 29 сентября 2006г.) на поставки в РФ риса из США. Несмотря на то что опасения Россельхознадзора касались исключительно партий попавшего в продажу в США и не прошедшего полную проверку нового сорта трансгенного риса, запрет был наложен на весь импорт этого продукта. А.Мастард полагает, что причина сложившейся ситуации в том, что в России "пока нет разработанных подходов к таким случаям". "В этой ситуации можно было бы найти и другие подходы, но это вопрос времени", - сказал он в интервью РБК.
На позицию российских властей, судя по всему, пропагандисткая "пищевая" инициатива США, вряд ли повлияет. В Россельхознадзоре убеждены, что качество американских продуктов питания не всегда идеально, хотя внимание на это российское ведомство стало обращать только с 2001г. - события того времени запомнились потребителям как "куриная война", в которой перемешались претензии к продукту и экономическая политика. До этого американские "ножки Буша" почти десятилетие обеспечивали потребности российского рынка в недорогом мясе. На сегодня доля США в поставках мяса птицы в РФ ограничена квотой в 74% от разрешенного ввоза.
Между тем и российские эксперты сдержанны в своих оценках. "Американская еда действительно не идеальна, – считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Санитарные службы США регулярно публикуют информацию об отзывах с рынка партий некачественного продовольствия. С начала 2006г. с американского рынка было отозвано 25 партий мясной продукции". Как отмечает эксперт РБК по потребительским рынкам Надежда Геращенко, "вопрос качества продуктов питания, о котором заявляет американская сторона, это не абсолютная безупречность, а открытость и точность информации - об отзывах с рынка недоброкачественной продукции, о правильном питании.
В соответствии с международными нормами, к которым сейчас стремится и Россия в форме внедрения закона о техническом регулировании, государство гарантирует только безопасность продукции, услуги, а качество - это ответственность самого производителя и уровень информированности, грамотности самого потребителя".
При этом сложно отрицать, что среднестатистический россиянин очень слабо просвещен в отношении того, что он ест. Как показывают исследования ROMIR, более трети граждан в РФ вовсе интересуются тем, что написано на упаковке продукта питания. При этом, подчеркивает заместитель директора по научной работе Института питания РАМН Александр Батурин, "большинство россиян не придерживаются принципов здорового питания, что провоцирует рост уровня заболевания атеросклерозом, гипертонией и диабетом. Уровень ожирения россиян за последние 10 лет вырос с 18 до 23% случаев от общего числа граждан». Нельзя сказать, что проблема лишнего веса не мучает американцев, пожалуй, даже россиянам до ситуации США в этой сфере пока далеко. Однако "кто страдает, тот и знает", а потому опыт США в сфере пропаганды качественного и сбалансированного питания может оказаться полезен российскому потребительскому рынку.