Рост цен на ряд авиабилетов в России составил 300%
Как говорится в сообщении ведомства, при этом было выявлено 380 маршрутов с ежегодным объемом перевозок более 1 тыс. человек, на которых в период с сентября 2008г. по июнь 2010г. рост тарифа класса "нормальный эконом" (тариф экономического класса, не имеющий ограничений по условиям применения) составил от 30% до 300% и более.
По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, данные тарифы устанавливались авиакомпаниями, доля которых на маршруте составляла более 35%.
В связи с результатами анализа ФАС поручила своим территориальным управлениям провести проверку обоснованности тарифов авиакомпаний на маршрутах, где выявлен их значительный рост. При установлении признаков нарушений антимонопольного законодательства им предписано принять меры реагирования.
Проведя анализ рынков услуг авиаперевозок, ФАС установила, что они "находятся в состоянии устойчивого восстановительного роста". Объем пассажирских перевозок за 7 месяцев 2010г. вырос на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, при этом рост международных перевозок составил 33,2%, внутренних – 26,7%, местных – 3%.
Пассажирооборот увеличился на 35,2%, при этом на международные перевозки пришлось 42,9% роста, внутренние – 25,3%, местные – 1,4%. Однако в 2010г. докризисный уровень 2008г. удалось превысить незначительно, всего на 2-5%. При этом совокупный спрос на услуги в сфере воздушных перевозок остался неудовлетворенным. Одной из главных причин этого является высокий уровень тарифов, считают в ФАС.
Поддержание высоких тарифов происходит при неполной загрузке воздушных судов. Показатель занятости пассажирских кресел на международных линиях на 8% выше аналогичного показателя на внутренних линиях. У авиакомпаний имеется большой набор тарифных планов, но при этом потребителям неясна взаимосвязь уровня тарифов и оказываемых услуг: процедуры как формирования, так и применения тарифов непрозрачны.
"Система продаж билетов, реализуемых авиакомпаниями даже при неполной загрузке рейса, не обеспечивает приемлемого для пассажиров снижения тарифов", - отмечает ФАС.
По словам А.Голомолзина, наибольшее воздействие на формирование стоимости перевозки оказывает стоимость авиатоплива. Напомним, в 2008-2010гг. ФАС и ее территориальные органы возбудили более 80 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках авиатоплива и услуг по обеспечению горючим. В результате принятых мер и вследствие изменения конъюнктуры рынка цены на авиатопливо в разных аэропортах РФ снизились в 1,5 раза по сравнению с максимумом в период кризиса. Это позволило снизить долю авиатоплива в затратах авиакомпаний с 40-45% до 24%, что, однако, не привело к снижению цен на авиабилеты.
Высокая стоимость билетов обусловлена и неразвитостью конкуренции, прежде всего - на региональных и на местных маршрутах. Слабо развита сеть региональных и местных аэропортов. Вместе с тем выход на воздушную линию нового перевозчика приводит к снижению тарифа в среднем до 30%.
Как показывает анализ ФАС, пока около 90% маршрутов перевозок по внутренним воздушным линиям обслуживаются одним или двумя авиаперевозчиками. На таких маршрутах перевезено около 23% пассажиров.