На рынке загородной недвижимости не хватает жилья эконом-класса
Чтобы создать актуальное предложение для покупателей эконом- и бизнес-класса, застройщик должен, во-первых, правильно выбрать направление, где стоимость входа не такая высокая, как на Рублево-Успенском шоссе, Ново-Рижском, Калужском.
Во-вторых, диверсифицировать продуктовую линейку, т.е. наряду с домами премиум-класса возводить в поселках экономичные таунхаусы. Таким видит решение проблемы гость программы "Сфера интересов" на телеканале РБК-ТВ директор по развитию бизнеса отдела жилой недвижимости компании "Knight Frank" Ольга Тараканова. Правда, застройщикам невыгодно возводить вблизи Москвы коттеджи эконом-класса площадью 200 -250 кв.м., где развитая инфраструктура местности и транспортная составляющая.
В зависимости от организации коттеджного строительства и наличия инфраструктуры, на покупке дома удастся сэкономить 25-30%, иногда до 50%, отмечает эксперт по загородной недвижимости компании "Кутузовский проспект" Сергей Столяров. Заметим, что минимальная инфраструктура коттеджного поселка включает в себя охрану территории, гостевую парковку, детскую площадку, а также небольшую торговую точку.
Хотя сейчас цена в эконом-классе практически приблизилась к бизнес-классу. Если покупатель привлечет ипотеку, он может приобрести жилье не эконом-класса по цене 5,5-6 тыс. долл за кв.м, а бизнес-класса за 8,8 тыс. долл. за кв. м, полагают эксперты. Поскольку качество жилья в сегментах эконом и бизнес отличаются значительно.
Отсутствие свободных территорий в ближнем Подмосковье вынуждает девелоперов уходить дальше от Москвы. Часть из них реализует так называемые проекты "дальняя дача", удаленные от столицы на 100 км. Тут сэкономить получается не за счет строительства, а за счет стоимости земли. "На Киевском шоссе удаленностью 20 км от Москвы земля стоит 20 тыс. долл. за сотку, на расстоянии 100 км - уже 4 тыс. долл за сотку", - сравнивает С.Столяров.
Правда, сегодня застройщики приходят с идеей построить на этой территории домовладения зачастую дороже, чем в Подмосковье, предлагая там открыть магазины, поликлиники, детские сады, как бы предлагая городскому жителю перебраться на природу.
Однако, по мнению многих аналитиков, проекты "дальняя дача" будут успешны только в случае, если они рассчитаны на временное проживание там, т.е. носят сезонный характер. Исходя из этого, там достаточно иметь небольшой магазинчик, прогулочные зоны, хорошее обслуживание внутри самого поселка.
Отметим, что по итогам прошлого года рост рынка загородной недвижимости составил 25-40% в зависимости от направления. По предварительным прогнозам экспертов, в этом году сохранится такая же тенденция роста, не менее 25% - 30%.