Президентский совет предлагает Д.Медведеву лишить полицейских прав
Члены Transparency International отмечают, что закон "О полиции" не прошел обязательную антикоррупционную экспертизу, о чем президента поставили в известность 5 июля в ходе заседания Совета по правам человека в Нальчике. Д.Медведев, узнав об этом, заявил: "Не знал, что законы, подготовленные и внесенные президентом, не проходят так называемую антикоррупционную экспертизу. Мне кажется, любые законопроекты должны ее проходить".
Правозащитники насчитали 16 положений, которые с наибольшей вероятностью могут "привести к коррупционным ситуациям". В частности, широтой дискреционных полномочий отличаются такие положения, как обязанность полицейского "выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу"; право "изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения"; возможность "доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции"; право "проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности" при пресечении массовых беспорядков.
Также эксперты отметили, что отсутствие административных процедур, юридико-лингвистичексая неопределенность, конфликт интересов (например, в статье "охранять на договорной основе имущество граждан и организаций") создают ситуации, когда нечистые на руку полицейские могут совершать коррупционные преступления, пользуясь своими полномочиями и правами.
Подразделение Transparency International предлагает полностью отказаться от такого понятия, как "права полиции", ведь согласно общепризнанной концепции теории государства только физические лица - граждане - наделяются правами, а государственные органы ими не наделены. В Положении о МВД имеется упоминание о полномочиях ведомства, но не о правах, а полиция является частью министерства, что также создает некоторую двусмысленность ситуации.