Из Китая в Европу
Создаваемая РЖД Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК) ставит перед собой более чем амбициозные планы. Из презентации планов ее развития следует, что к 2020 году железнодорожный грузооборот между Китаем и Европой увеличится в 35—40 раз. А доля нового перевозчика составит 7,4% рынка евразийского товарооборота.
Авторы концепции ОТЛК (структура объединит железные дороги России, Казахстана и Белоруссии), с которой удалось ознакомиться РБК daily, рассчитывают существенно повысить конкурентоспособность железных дорог в перевозке грузов из Китая в Европу и обратно. Если в 2011 году доля железнодорожных перевозок в товарообороте ЕС — Китай — ЕС составляла всего 0,2% (в 2012 году весь объем транзита из Китая составил 31 тыс. TEU), то к 2015 году ОТЛК планирует занять 1,8% рынка, а к 2020-му — уже 7,4%. Совокупный инфраструктурный доход национальных железнодорожных компаний вырастет на 1,6 млрд долл. Сам рынок контейнерных перевозок увеличится на 800 млн долл., уверены авторы концепции.
В 2020 году ОТЛК будет напрямую работать только с крупными клиентами. На них будет приходиться 60% всего объема перевозок, или 633 тыс. TEU. Обслуживанием мелких и средних клиентов займутся экспедиторы, которым предстоит обеспечить 420 тыс. TEU груза.
Достичь планируемых результатов ОТЛК рассчитывает за счет снижения сроков доставки и оптимизации стоимости перевозок. «Сроки доставки груза через западный железнодорожный коридор могут оказаться в два-три раза ниже, чем по морю», — следует из документа. В качестве примера авторы концепции приводят участок Чунцин — Дуйсбург, который морские операторы преодолевают за 45—60 суток (стоимость перевозки одного контейнера с учетом погрузки-выгрузки составляет 5,6 тыс. долл.), тогда как по железной дороге через Достык это же расстояние можно преодолеть всего за 16—17 суток (но цена будет выше — 8,1 тыс. долл.).
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает планы ОТЛК амбициозными, а бизнес-расчеты очень оптимистичными. Он указывает на завышенные ценовые данные по стоимости морских перевозок.
Авторы проекта признаются, что планировали взять за основу модель asset light, по которой будущая компания не будет иметь собственных активов, а станет оказывать транспортно-экспедиционные услуги с использованием активов самого заказчика (по такой схеме работают Expeditors, Fiege, Toll, Echo). Однако железнодорожники сочли эту идею неудачной из-за неразвитости рынка Единого экономического пространства. Они посчитали, что привлечение такого актива, как «Трансконтейнер», не только не ограничит конкуренцию на рынке, а, напротив, станет драйвером роста.
Источник в «Казахстанских железных дорогах» сообщил РБК daily, что концепция ОТЛК уже согласована с профильными министерствами Казахстана, а также Минэкономразвития России. Собеседник в правительстве России подтвердил эту информацию, сообщив, что после утверждения основных параметров будет также разработана стратегия компании.
О создании ОТЛК будет объявлено уже в июне. РЖД рассчитывают внести в капитал от России 50% принадлежащих им акций «Трансконтейнера», «Казахстанские железные дороги» внесут в СП акции ряда своих «дочек», среди которых «Казтранссервис» и «Кедентранссервис», «Белорусские железные дороги» — терминалы в Бресте и активы «Белинтертранса». Общая стоимость оператора оценивается в пределах 2 млрд долл.