А здесь у нас будет Сингапур
Возглавивший в сентябре Минвостокразвития Александр Галушка в минувшую пятницу встретился с бизнесменами из «Деловой России», главой которой сам некогда являлся, и попытался заманить их на Дальний Восток.
Новоиспеченный министр представил новую стратегию развития региона (см. РБК daily от 25.10.13), рассказал о конце эры «доминирования Запада», пообещал создание техно- и агропарков и локального фонда прямых инвестиций. Это была первая встреча министра из серии консультаций с бизнес-сообществом. По идее Александра Галушки, превращать Дальний Восток в Сингапур можно только совместно с предпринимателями, «людьми дела», которых в регионе сейчас единицы. Бизнес в свою очередь отметил, что спасти ДФО может только чудо или большая автономия, впрочем, чудо все же вероятнее. А бросить все, надеть сапоги и пойти поднимать регион согласился всего один предприниматель.
«Александр Сергеевич, поздравляю и сочувствую», — с ходу сказал министру один из участников встречи. Александр Галушка тут же вспомнил, как после назначения ему звонили известные макроэкономисты и признавались, что понятия не имеют, что можно сделать в регионе. Министру это напомнило историю экономического чуда Сингапура: нет воды, земли, квалифицированных кадров, денег, есть только удачное с логистической точки зрения местоположение. У Дальнего Востока потенциала значительно больше.
Согласно оценке эксперта «Деловой России» Дмитрия Голубовского, на модернизацию ДФО понадобится до 700 млрд долл. (30% ВВП России), тогда как федеральный бюджет выделяет только 3 млрд долл. в год. Без крупных инвестиций, в том числе международных, ощутимых подвижек в этом деле не добиться. «У нас создан при ВЭБе Фонд развития Дальнего Востока, правда, за два года он так и не заработал. Мы предполагаем, что на 1 руб. из этого фонда будет привлечено 10 руб. частных средств, — рассказывает о планах министр. — Сейчас капитализация фонда — 18 млрд долл., если доведем до 50 млрд долл., то потенциально мы имеем полтриллиона долларов на развитие».
«Давайте ваши проекты, приходите на Дальний Восток», — заманивал предпринимателей Александр Галушка. О реальном положении дел в регионе министру рассказали несколько бизнесменов, среди них — глава холдинга КИТ Александр Толстых. «Чтобы доставить из Архангельска оборудование на Дальний Восток, мне пришлось за перевозку заплатить столько же, сколько стоит само оборудование», — пожаловался он и предложил подумать над новой льготой бизнесу — компенсацией транспортных издержек. Другой предприниматель рассказал, что в регионе невозможно заниматься инновационным производством. Из-за долгих сроков регистрации ноу-хау и российских требований к его обязательной публикации китайцы воруют технологии и оперативно развертывают производство.
«Китай непрост, и соревноваться с ним, например в переработке сырья, нереально», — подняв глаза от Macbook, согласился бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он напомнил Александру Галушке, который твердо убежден в необходимости ориентации региона на АТР, что на китайский рынок в свое время позарилась Австралия, в итоге КНР выжала ее ресурсы досуха.
Директор направления «Региональные и муниципальные финансы» рейтингового агентства S&P Борис Копейкин считает логичной идею Александра Галушки ориентироваться на Китай и рынок АТР. «Нужно учитывать географические факторы, а игнорировать такой близкий и огромный рынок, как АТР, нельзя», — отмечает он. По его словам, в России есть успешные примеры привлечения инвестиций в регионы с учетом их географического положения (например, Калужская область), и Дальний Восток мог бы взять на вооружение эти истории успеха. Александр Галушка уже взял в свою команду Максима Шерейкина, экс-замгубернатора Калужской области.
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян предложил г-ну Галушке добиться большей автономии для региона. Вице-президент той же организации Виталий Сурвилло — наладить работу портов, чтобы стать «логистическим центром не хуже, чем Сингапур». По его словам, сегодня груз из Москвы до Владивостока идет восемь дней, а на таможне стоит десять, при этом порты, которые во всем мире перешли на режим работы 24/7, никак не переймут этот опыт. На одной только обработке торговых потоков Дальний Восток мог бы заработать.