О.Митволь передал в прокуратуру материалы по "Сахалину-2"
Как говорится в сообщении пресс-службы МПР России, материалы свидетельствуют "о многочисленных фактах незаконных рубок деревьев на территории государственного лесного фонда и нарушениях плодородного слоя почв" при строительстве береговых трубопроводов в рамках проекта, которое осуществляется одним из подрядчиков - компанией "Старстрой" (дочерняя структура итальянского газового концерна Eni).
В сообщении говорится, что стороны обсудили варианты сотрудничества Генеральной прокуратуры и Росприроднадзора по установлению виновных в нарушениях природоохранного законодательства лиц и принятия по отношению к ним мер прокурорского реагирования - от вынесения представлений до возбуждения уголовных дел.
В настоящее время Росприроднадзор готовит к передаче в прокуратуру материалы по нарушениям природоохранного законодательства другими подрядчиками, работающими в рамках проекта "Сахалин-2", среди которых несколько других итальянских, российских и английских фирм.
Напомним, глава МПР РФ Юрий Трутнев 19 сентября 2006г. подписал приказ об отмене положительного заключения госэкспертизы по второму этапу "Сахалина-2". Для вступления в силу этот документ должен быть одобрен Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая к настоящему времени не обозначила своей позиции по данному вопросу. На отмене приказа МПР настаивает Генеральная прокуратура РФ, признавшая, что документ был издан в нарушение законодательства. 26 сентября 2006г. Росприроднадзор приступил к комплексной проверке работ по реализации проекта "Сахалин-2". Проверка продлится до 25 октября.
26 сентября МПР сообщило, что не разрешит реализацию "Сахалина-2", если оператор проекта Sakhalin Energy не обеспечит его экологическую безопасность. По результатам этой экспертизы Росприроднадзора МПР примет соответствующее решение.
Несколько дней назад вице-президент Sakhalin Energy Игорь Игнатьев публично сообщил о том, что в случае остановки проекта "прямые потери составят 10 миллиардов долларов". В ответ О.Митволь возразил, что сумма экологического ущерба от реализации проекта "Сахалин-2" может превысить 50 млрд долларов.
Через несколько дней О.Митволь заявил о выявленных нарушениях при реализации "Сахалина-2". Так, он предрек экологическую катастрофу в случае заполнения нефтепровода. По его словам, в данном месте высокая сейсмичность, а также возможны сели, что может привести к разливу нефти и загрязнению моря. "Непонятно, почему компания-оператор не указала эти данные в технико-экономическом обосновании, - сказал замглавы Росприроднадзора. - К сожалению, то, о чем говорили экологи несколько лет назад, сбылось. То, что мы увидели в натуре, гораздо серьезнее, чем на фотографиях".
Позднее Росприроднадзор зафиксировал факт сброса дихлорметана в залив Анива с судна "Джон Майкл Джи", зафрахтованного компанией Sakhalin Energy. О.Митволь не исключил, что аналогичный сброс этого вещества стал причиной недавней гибели рыбы в районе острова Сахалин. По словам О.Митволя, инспекторы ведомства составили соответствующий акт. Были проведены необходимые анализы, и если факт сброса подтвердится, то компания будет оштрафована.
Проект "Сахалин-2" предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн т нефти и конденсата и 700 млрд куб. м газа. Оператор проекта - Sakhalin Energy, акционерами которого являются "Шелл Сахалин Холдингс Б.В." - 55% (компания-учредитель - Royal Dutch/Shell), "Мицуи Сахалин Холдингс Б.В." - 25% (учредитель - Mitsui) и "Даймонд Гэс Сахалин Б.В." - 20% (учредитель - Mitsubishi Corporation). В мае 2003г. консорциум объявил о начале второго этапа проекта. Помимо строительства платформ на побережье залива Анива, планируется построить нефтяной экспортный терминал и завод по производству сжиженного природного газа (с узлом отгрузки) мощностью 9,6 млн т и стоимостью 2 млрд долл.
Отметим, что, по мнению аналитиков, массированные чиновничьи проверки проектов на основе соглашения о разделе продукции (СРП), к которым относится и "Сахалин-2", объясняются тем, что правительство разочаровалось в практике СРП. В текущей благоприятной ситуации государство не имеет прежней заинтересованности в проектах СРП и, вероятно, хочет усилить контроль и влияние на них. Значительное повышение расходов по проектам выступило неким катализатором в данном процессе. Россия выполнит имеющиеся обязательства по проектам, однако в будущем откажется от практики СРП.
Проектов СРП три - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харъягинское месторождение. По мнению аналитиков, маловероятно, что в будущем их количество возрастет. В качестве альтернативы иностранным инвесторам правительство РФ, например, может предложить льготы в рамках общего налогового режима при разработке новых месторождений.