G20 обсудит бегство капитала и Сирию
За последние три месяца инвесторы вывели с рынков развивающихся стран как минимум 44 млрд долл. По мнению аналитиков, опрошенных РБК daily, тема оттока капитала и, как следствие, возможно, новый виток кризиса в развивающихся государствах станет одной из главных на открывающемся сегодня саммите стран G20 в Санкт-Петербурге.
Надежд на то, что Запад всерьез примет во внимание беспокойство коллег с Востока, немного. Нынешний отток капитала — в первую очередь следствие политики ФРС по стимулированию американской экономики, и кардинально что-либо менять Вашингтон не станет. Президента США Барака Обаму сейчас уже больше заботят не экономические проблемы, а ситуация в Сирии. Белый дом готов к военному вмешательству в конфликт, но нуждается в международной поддержке, которая бы помогла ему оправдать ракетно-бомбовые удары по войскам президента Башара Асада.
Стив Барроу,
стратег Standard Bank:
Думаю, что одной из тем станет отток капитала с развивающихся рынков. То есть вопрос будет обсуждаться, однако маловероятно, что это изменит планы по сворачиванию ФРС стимулирования экономики. Никто даже на миг не может предположить, что ФРС будет проводить свою политику, ориентируясь на что-то еще, кроме происходящего с самими США. В сложившейся мировой финансовой системе ФРС если и не диктует, то имеет огромное влияние на то, как потоки капитала отражаются на других странах. Развивающиеся рынки должны сами решить проблему бегства капитала: вводить ли контроль за его потоком, создавать ли интервенционные фонды, разрабатывать ли новую международную финансовую систему, где США не будут гегемоном. Но сейчас Вашингтон — диктатор мировой монетарной политики. Сворачивание стимулирования вызывает достаточно проблем на родине, поэтому США не станут задумываться о том, как это отражается на остальном мире.
Что касается Сирии, то здесь позиции стран, разделенных на два лагеря, понятны изначально. США, Великобритания и Франция агитируют за вмешательство даже без поддержки Совбеза ООН. Их поддерживают, например, Канада и Австралия. С другой стороны, есть Россия и Китай, а также потенциально страны, которые они могут привлечь на свою сторону. Впрочем, скорее всего, большая часть «двадцатки» будет за начало активных действий. Однако для финансовых рынков значимыми будут даже не сами потенциальные действия против Сирии, а то, что Сирия предпримет в ответ.
Йен Рэндолф,
директор подразделения по суверенным кредитным рискам IHS Global Insight:
G20 обеспокоена оттоком инвестиций с развивающихся рынков в развитые страны, где основные учетные ставки остаются крайне низкими. Наиболее серьезно от этого в последние недели пострадали крупные развивающиеся государства, включая Бразилию, Индию, Турцию, ЮАР и Индонезию. Если они не смогут создать достаточные резервы в иностранной валюте для выплат всем инвесторам, которые распродают местные облигации и акции, то могут столкнуться с кризисом ликвидности или же просто нехваткой твердой валюты, что может вызвать серьезные проблемы в основных отраслях экономики, а не только на фондовом, облигационном и валютном рынках.
Ведущие развивающиеся рынки, включая Бразилию, Россию, Китай и Индию, захотят получить от США и Евросоюза гарантии того, что МВФ предоставит финансовую помощь любой развивающейся экономике, которая окажется в тяжелом положении вследствие этой глобальной волны распродаж. Страны БРИК не без основания уже долго время подозревали, что в значительной степени эта крайне разрушительная волна, которая сначала способствовала притоку, а затем оттоку капитала, является косвенным результатом попыток старых развитых государств реанимировать свои собственные экономики после финансового краха 2007—2008 годов при помощи крайне мягкой денежной политики.
Эндрю Кеннингэм,
ведущий мировой экономист Capital Economics:
Саммит G20 — довольно предсказуемое событие, от которого не приходится ждать сюрпризов или каких-то позитивных подвижек в экономике. Не думаю, что саммит в Санкт-Петербурге станет исключением. Группа слишком большая и стороны имеют очень разное видение относительно практического решения проблем. Но даже если бы они были едины в своих мнениях, толку все равно было бы мало: решения G20 не имеют обязательной силы.
Ключевыми темами станет распродажа на развивающихся рынках и последствия сворачивания программы стимулирования от ФРС. Также будут вестись переговоры о фискальной политике и необходимости приведения финансов в порядок в целом. Кроме того, в Санкт-Петербурге могут быть представлены фискальные стратегии — по крайней мере, министры финансов на встрече в июле обещали подготовить соответствующие программы. Однако на практике они мало чем полезны, так как правительства не станут менять свою денежную политику из-за нажима прочих стран — членов G20.
Скорее всего, поднимут тему вывода средств с развивающихся рынков — особенно эта проблема актуальна для стран с большим дефицитом по текущим операциям (Бразилия, Индия, Турция, Индонезия). Однако вряд ли в ближайшей перспективе хоть одна из этих стран столкнется с серьезным кризисом платежей, так что небольшая девальвация валюты может быть даже полезна. Так, в Индии она поможет снизить объем импорта (импорт станет дороже) и нарастить экспорт, что сделает индийские товары более конкурентоспособными. Соответственно, этот процесс поможет снизить текущий дефицит платежного баланса, что сделает страну менее чувствительной к оттоку капитала.