Эксперты: В России не выгодно заниматься издательским делом
Аналитики утверждают, что российские печатные СМИ совершили большой рывок и превратились в привлекательный инвестиционный бизнес, который ежегодно повышает свои показатели. Растут продажи рекламы, развивается полиграфия, внедряются новые медиатехнологии, увеличивается число печатных изданий. Из 72 тыс. зарегистрированных в России СМИ около 60 тыс. представляют печатную прессу.
Ежегодный прирост печатных СМИ составляет около 10%. Сумма инвестиционных сделок в 2006г. составила около 55 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2005г. более чем на 30%.
Cудя по этим данным, печатным СМИ удается конкурировать с электронными СМИ. Однако как сказала в эфире программы "В фокусе" на РБК-ТВ медиа-аналитик холдинга "Эксперт" Анастасия Дедюхина, зарубежные эксперты считают, что конкуренция со стороны электронных СМИ угрожает телевидению. А газеты, журналы, как ни парадоксально, останутся массовым продуктом. Российские печатные СМИ смело вводят новшества по доставке контента различными путями. Они активно выходят в Интернет, используют мобильные технологии.
Бытует мнение, что с наступлением интернет-технологий идет отток молодого читателя из газет, журналов. Но по мнению экспертов, печатные СМИ имеют самый мощный ресурс по производству контента в отличие от других медианосителей.
За последние два года в мире в печатные технологии СМИ инвестировано 6 млрд долл. Для России характерна та же тенденция наращивания инвестиций в издательском деле. При этом российский издательский бизнес сталкивается с множеством проблем: неразвитыми системами распространения прессы, полиграфией, кадрами.
Ситуация на отечественном рынке бумаги и полиграфических услуг такова, что таможенные пошлины и НДС на импортную бумагу, полиграфические краски и материалы существуют, а на готовую газетно-журнальную продукцию отсутствуют. Проанализировав издержки, связанные с выпуском печатных СМИ, издателю отпечатать свою продукцию экономически выгоднее за границей.
"Наше законодательство накладывает ограничения на ввоз в страну непроизводимых сортов бумаги, импорт полиграфического оборудования и др. компонентов, которые участвуют в создании печатных СМИ. Очевидно, что мы поддерживаем не отечественного полиграфиста, а финского, словацкого, польского, австрийского", - дополняет президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. Отчасти таможенные парадоксы влияют на то, что инвесторам проще вывести на наш рынок иностранный бренд, чем запустить российский.
Эксперты считают, что сдерживающим фактором развития индустрии СМИ является кадровый вопрос. Ситуация такова, что медийный бизнес растет настолько быстро, что не успевает воспроизводить собственные кадры. К тому же руководство медиакомпаний еще не осознает тот факт, что медиабизнес – бизнес идей и людей. Но мало кто из них готов инвестировать в кадры. Поэтому сейчас в медиаструктуры приходит менеджмент, не имеющий точных представлений о специфике работы в издательском деле.