Франция защитит культуру
Министр культуры Франции Орели Филиппетти обвинила американский интернет-сервис Amazon в демпинге и «уничтожении книжных магазинов». Это далеко не первая атака на крупные международные веб-компании, которые французские политики рассматривают как угрозу национальной культуре. Некоторые гиганты вроде Google предпочитают откупиться, чтобы не злить чиновников, стоящих на страже «культурной исключительности» Франции.
«Сегодня у каждого наберется достаточное количество товаров из Amazon. Компания практикует демпинг, сначала снижая цены, чтобы проникнуть на рынок, а потом, добившись монопольного положения, снова их взвинчивает», — возмутилась Филиппетти. Министр заявила, что Amazon уничтожает местные книжные магазины, поэтому она рассматривает возможность законодательного запрета предложений на бесплатную доставку, а также отмены скидки на книги на 5%, пишет The Financial Times.
Подобная риторика для Франции не редкость — ее политики ревностно следят за защитой франкоязычной культуры от пагубного иностранного влияния. Чиновники крайне подозрительно относятся к деятельности крупных международных игроков и активно вмешиваются, если, как им кажется, ущемляется «культурная исключительность». Так, в мае министр промышленности Арно Монтебур заблокировал предложение американской Yahoo! выкупить у France Telecom мажоритарную долю французского аналога видеохостинга YouTube — DailyMotion. А в апреле представители министерства раскритиковали американскую Apple за то, что та исключила из App Store французское AppGratis с функцией «приложение дня», благодаря которой пользователи могли скачивать одно обычно платное приложение в день (американская корпорация посчитала, что подобное продвижение недопустимо, хотя в App Store доступно множество аналогичных программ). Кроме того, правительство совместно с прокуратурой пытаются надавить на принадлежащий Microsoft телефонный сервис Skype, чтобы тот зарегистрировался как обычный телеком-оператор.
Google, чтобы лишний раз не злить Париж, уже согласился заплатить 60 млн евро в местный фонд помощи газетам. Более того, Google будет поставлять рекламу на сайты этих газет и отдавать им часть рекламной выручки. Подобный «альтруизм» объясняется угрозами президента Франсуа Олланда, который заявил, что может в законодательном порядке заставить корпорацию делиться частью своей выручки за то, что та использует ссылки на статьи французских газет.
«Важно определиться, кто для страны в приоритете — зарубежный производитель, который не платит местные налоги, или французский, который их исправно отчисляет. У нас нет французских Amazon или Netflix, у которых есть большой трафик, но которые не хотят поделиться частью прибыли», — сказал владелец французского телеком-оператора Free Mobile Ксавье Ниль. Однако не все участники отрасли разделяют протекционистские настроения. «Политики не понимают, что такое Интернет. Они просто чувствуют, что это угроза, — считает местный бизнесмен Жиль Бабине. — Эта сделка — позор, так как они фактически признались, что будут защищать старую индустрию от прихода новых игроков».
Примечательно, что Париж сейчас всеми силами старается заманить к себе иностранных инвесторов. В апреле Олланд объявил о намерении снизить налоги на прибыль для тех, кто приобретет местный стартап. Позже, находясь с визитом в Китае, он заверил, что будут сметены «все барьеры» для местных инвесторов. Но снижение одних налогов будет происходить параллельно введению других. Так, одним из самых примечательных предложений по защите франкофонных ценностей за последнее время стал так называемый культурный налог. Правительство хочет обложить налогом в 1—4% продажи смартфонов, планшетников и других электронных устройств, оборудованных выходом в Интернет, чтобы финансировать производство французских фильмов, музыки и фотографии. Местные теле- и радиокомпании подобный налог уже платят, тогда как новые иностранные поставщики контента вроде Apple и Google до сих пор им не облагались. Подобный налог действует и в России — речь идет о взимании 1% от оборота производителей и импортеров любой техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Правда, в отличие от Франции в России он взимается не налоговой службой, а Российским союзом правообладателей — НКО, президентом совета которого является Никита Михалков.