Раскрытые связи
Суд наделили правом признавать лица аффилированными, правда, с рядом ограничений. Как стало известно РБК daily, проект соответствующих поправок в Гражданский кодекс (ГК) уже внесен в Госдуму и будет рассмотрен в эту сессию. Белому дому удалось утрясти давний спор с крупными предпринимателями и сделать бизнес более открытым, как того требуют в Организации экономического сотрудничества и развития.
В единственном не решенном до сих пор вопросе о новом «облике» ГК поставлена точка. Ранее в него было решено «вернуть» большую часть норм об аффилированности, удаленных по просьбе бизнеса (см. статью «Извините, концепция поменялась» в РБК daily от 20.05.13). Консенсуса не удавалось достичь только по одному пункту — праву судов признавать лица связанными. Теперь он найден: последние поправки в проекте ГК (есть в распоряжении РБК daily) наделяют суды этим правом, но накладывают на него ряд ограничений. Поправки рассматривались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 3 июня и вызвали одобрение большинства его участников, рассказали РБК daily несколько чиновников правительства. Факт проведения совещания подтвердили и в секретариате г-на Шувалова.
Вопросу о включении норм аффилированности в проект ГК и поиску компромисса с бизнесом у Игоря Шувалова было посвящено три совещания. На последнем было дано поручение разработать предложения, которые бы позволили решить «проблему безопасности» для предпринимателей. «В результате предложили редакцию, которая устроила и бизнес, и профильные ведомства, и Госдуму. О своем согласии с предложенными изменениями заявил также и Высший арбитражный суд», — говорит представитель Игоря Шувалова.
Сейчас у суда есть формальные критерии, по которым лица можно считать аффилированными: наличие родственных связей, вхождение в органы управления и др. Предложенные новшества дают арбитрам право признавать лица связанными даже при отсутствии явных признаков, но с нюансами. В предыдущей версии поправок суды могли слишком широко трактовать понятие аффилированности, и бизнес опасался субъективности судебных решений. Теперь же для судов прописали критерии, какие действия можно считать согласованными, а какие нет.
Согласованными, в частности, могут быть признаны действия, заранее известные каждому из лиц, вызванные действиями других участников и повлекшие выгоду в ущерб другим. При этом не являются основанием для признания аффилированности действия, которые соответствуют обычным условиям «гражданского оборота», объективно вызваны изменением внешних обстоятельств и в результате которых компания получила выгоду и смогла избежать большего ущерба.
«Внесенные изменения не позволят судам произвольно подходить к вопросу о том, где действия хозяйствующих субъектов на самом деле были согласованными, а где нет», — говорит управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин. «Предусмотреть все варианты комбинаций, которые говорят об аффилированности, невозможно. Всегда можно найти лазейки и обходные пути. Поэтому и прописали возможность в случае наличия косвенных признаков о согласованных действиях оставить этот вопрос на усмотрение суда», — добавляет руководитель корпоративной практики «Пепеляев Групп» Николай Солодовников. «Злоумышленникам, договорившимся о согласованных действиях в ущерб компании, будет сложнее прикрываться формальным отсутствием между ними аффилированности», — соглашается руководитель проектов «Хренов и партнеры» Андрей Иванов.
Впрочем, это не единственное изменение. Другая важная поправка касается правового статуса советов директоров. Ранее акционерным обществам предоставлялось право создавать наблюдательные советы, а для публичных АО это было обязанностью. При этом все функции по надзору за деятельностью исполнительных органов передавались именно набсоветам, функции же совета директоров в законопроекте не прописывались. По сути, бизнесу нужно было по-новому выстраивать создаваемую на протяжении нескольких лет корпоративную систему. Новые поправки фактически возвращают старый «облик» советов директоров.
«Есть устоявшаяся система корпоративного управления. Менять и вводить новые схемы (в виде набсоветов. — РБК daily) незачем. Это лишние трудности для бизнеса, и первый вице-премьер попросил Госдуму это учитывать при подготовке поправок», — поясняет представитель г-на Шувалова. «Мы надеемся, что Госдума в весеннюю сессию полностью учтет предложения, подготовленные с учетом интересов бизнеса. Поправки также должны будут соответствовать нашим обязательствам, взятым в рамках вступления в ОЭСР», — добавляет он.
В Госдуме готовы рассмотреть поправки уже в ближайшее время. По словам председателя комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, они уже внесены в нижнюю палату парламента. «То, что касается разграничения вопросов по советам директоров и наблюдательным советам, то это, скорее всего, отнесут к закону об акционерных обществах», — добавляет он.
Бизнес расходится во мнениях о поправках. «Сохранение существующего правового статуса совета директоров все поддерживают. Что касается вопроса об аффилированных лицах, некоторые компании считают, что это вообще не предмет регулирования ГК. Хотя после того, как удалось выработать компромиссные формулировки, многие оппоненты идеи включения в ГК аффилированности смягчили свою позицию», — говорит г-н Варварин. Ранее с просьбой сузить понятие аффилированных лиц и исключить статью о праве суда определять их к руководителю администрации президента Сергею Иванову обращались Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Герман Хан (ТНК-BP), Александр Дюков («Газпром нефть»), Эдуард Худайнатов («Роснефть») и Шафагат Тахаутдинов («Татнефть»). Одним из самых ярых противников до последнего момента оставался ЛУКОЙЛ, говорил ранее один из чиновников правительства.