Мобильные операторы ищут новые источники дохода
"Так, уже сегодня 50% населения по утрам просматривает прогноз погоды на своих мобильных, а 30% - новости", - отмечает в гостях у программы "В фокусе" на РБК-ТВ генеральный директор компании "Дейтариум" Дмитрий Комиссаров. "За последний год трафик в сети поднялся в 6-7 раз, и мы ожидаем, что не менее половины доходов компании будет связано с мобильной передачей данных или с мобильным Интернетом", - рассказывает заместитель генерального директора ЗАО "Скай Линк" Альберт Сафиуллин.
Мобильные операторы уверены, что в перспективе, по мере продвижения в массы дешевых и удобных мобильных устройств, совмещенных с широкополосным доступом, появятся приложениям и сервисы, которые пользуются популярностью на iPhone (совмещающий в себе мобильный телефон, цифровой плеер, Интернет), а также те, о которых пока ничего не известно. Например, электронная книга будут использовать мобильную передачу данных для закачки новых книг. Через три года каждый телефонный аппарат будет похож на iPhone с широкополосным доступом 3G, через четыре года каждое устройство будет оборудовано GPS-навигатором. Но самое главное, что эти устройства будут оснащены интерфейсом, удобным и понятным практически любому пользователю, отмечает Д.Комиссаров.
Правда, генеральный директор "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц уверен, что количество людей, которым нужно узнать погоду, курсы валют, ситуацию на дорогах, ограничено, поскольку большей части населения эти сервисы не нужны по жизни. Люди пользуются большим количеством приложений из любопытства, а наигравшись в мелодии и картинки, вновь приоритетной остается функция "говорить".
Правда, однозначно сказать, какие услуги будут пользоваться популярностью у населения, тоже невозможно. Это из серии "удивительное рядом", говорит Д.Комиссаров. Например, в Европе выжимки тревел-гайдов (туристический справочник) составляют треть продаж, которые загружаются на iPod. Правда, и цены на услуги сотовых операторов должны быть приемлемыми. В Европе видеозвонки не настолько популярны, как в Корее и Японии, по одной простой причине: это дорого. "Никто не будет звонить за три доллара с видеорежимом и грузить фильм по за шесть-восемь долларов", - резюмирует он.
Надо сказать, что крупнейший оператор МТС, впрочем, как и другие отечественные операторы сотовой связи, провели ребрендинг, дабы сделать их услуги более востребованными. Правда, по оценке М.Дымшица, ребрендинг "Билайна" и МТС следует признать неэффективным, если количество абонентов и доля на рынке в денежном выражении падает. Понятно, что эти операторы росли, увеличивая свое присутствие на рынке за счет слияний и поглощений в России и за рубежом, тогда как на московском рынке на фоне ребрендинга и те, и другие потеряли свою долю на рынке, подытожил он.