Большой театр готовится к "Вечеру американской хореографии"
Программа вечера включает три части. Вначале исполняются фрагменты из балета «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Петра Чайковского. Такой выбор не случаен, ведь Джордж Баланчин учился в России. В 1921 году он окончил Петроградское театральное училище, а после - Петроградскую консерваторию. Совместно с Борисом Кохно он организовал группу «Балле 1933» и тогда же был приглашен в Америку, где в 1934 году была основана Школа американского балета. Год спустя на базе этой школы возникла труппа «Американ Балле». Первый балет Баланчина в США «Серенада» был поставлен для студентов школы. Впоследствии этот балет стал «фирменным знаком» «Нью-Йорк Сити Балле».
«Серенада» - это романтическое произведение, и если выбирать из всего творчества Баланчина, то это один из самых вдохновенных танцев. «Понадобилось более 70 лет, чтобы этот шедевр дошел до московских зрителей», - отметил художественный руководитель Большого театра Алексей Ратманский. Говоря о постановке, он пояснил, что «Серенада» представляет собой сплав разных стилей: и степ, и модерн, и классический жанр. Причем авторам прекрасно удалось связать воедино «железной математической логикой» столь несовместимые вещи. Подчеркивая мастерство Кристофера Уилдона, А.Ратманский признался, что он искренне завидует артистам, работающим под руководством американского хореографа. «Я бы мечтал оказаться на месте артистов, которых он выбрал», - сказал А.Ратманский.
Стиль Баланчина каждый понимает по-своему. Как считает постановщик Франсия Рассел, самым важным аспектом всех балетов Баланчина является соединение музыки и движения. Основа Баланчина – классический балет, но он расширил границы. Его танцовщицы более быстрые, более легкие, и здесь важен момент, когда танцовщица находится в воздухе. «Мы больше уделяем внимания началу прыжка балерины, - объяснила принципиальное отличие Ф.Рассел. - А в русском балете важен момент приземления, окончания движения».
Впервые балет «Серенада» был поставлен Баланчиным для американских студенток в 1934 году. Несмотря на то что он принадлежит к шедеврам бессюжетного балета, Франсия Рассел сказала, что в этом балете легко прослеживается история любовного треугольника. Будущим зрителям она посоветовала смотреть спектакль из бельэтажа, чтобы было видно геометрию рисунка великолепного кордебалета.
Во второй части проекта зрителям представлена мировая премьера – балет «Misericors» (в переводе с латинского - «Милосердные») на музыку Арво Пярта, который специально для труппы Большого театра поставил известный хореограф Кристофер Уилдон. Восемь лет он танцевал в труппе Джорджа Баланчина, и критики называют Уилдона его творческим наследником. Среди известных постановок хореографа - «Континуум» в Балете Сан-Франциско (2002), «Tryst» («Место встречи») в Королевском балете (2002), «Лебединое озеро» в Балете Пенсильвании (2004). Он обладатель премии Школы американского балета, Линкольн-центра, премии лондонской критики, «Американской хореографии» и премии «Оливер».
Изначально спектакль в Москве задумывался как сжатая постановка «Гамлета». «В этой музыке есть средневековое настроение, которое очень современно оформлено», - так объяснил американский хореограф необычное название балета. В сотворчестве с художником по сцене и мастером по свету автор старался, с одной стороны, подчеркнуть исторические мотивы, но в то же время сделать это неявно, отразить не напрямую, а как бы только слегка напомнить. Фрагменты балета Кристофера Уилдона представили солисты балета Большого Светлана Лунькина, Руслан Скворцов и Мария Александрова.
Балет был поставлен в очень короткие сроки, но Кристофер Уилдон доволен сотрудничеством с российской труппой. Он считает, что и постановщик, и труппа должны быть гибкими и открытыми взаимному контакту, поскольку у каждого есть свои традиции. «Мы достигли такой стадии, когда творим вместе, и труппа относится к постановке уже как к своей», - выразил свое удовлетворение Кристофер Уилдон.
Завершающая часть вечера проходит «В комнате наверху» - так называется балет Твайлы Трап на музыку Филиппа Гласса. Это одна из самых известных работ Твайлы Трап. «Сюда вложено большое количество сил, эмоций. Спектакль электризует и артистов, и зрителей», - так объясняет причину успеха постановщик Кит Робертс.
Это сложный балет, который требует большого физического труда и большой выносливости. «Но у артистов Большого восхитительная техника», - подчеркнул Кит Робертс. Стоит отметить, что стиль Твайлы Тарп практически незнаком российскому зрителю. Артисты показали на сцене несколько фрагментов: одна и та же хореография была исполнена в нескольких вариациях. Спектакль состоит из девяти частей, он длится сорок минут, в нем задействовано тринадцать артистов. Название «В комнате наверху» Кит объяснил весьма просто: это единственное, на чем два автора – Твайла Тарп и Филипп Глас - сошлись в финале длительных переговоров. И все же видится в этой истории некоторая таинственность и причастность к христианской символике. Возможно, здесь неслучайно выбрано такое число артистов, которое соотносится с количеством участников Тайной вечери…
Премьера «Вечер американской хореографии» состоится на Новой сцене Большого театра 13, 14 и 15 февраля в рамках празднования 200-летия установления российско-американских дипломатических отношений.