Пополнение в органах
Ожидавшаяся под Новый год реформа контроля и надзора не состоится. Зато Владимир Путин распорядился создать новые бюрократические структуры — агентство по технологическому развитию и специальный проектный офис.
Контрольно-надзорная волокита
Реформа правительства в части контрольно-надзорных функций откладывается по крайней мере до второй половины 2016 года — это главная новость для Белого дома, которую объявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Он поручил правительственной комиссии по административной реформе, возглавляемой Сергеем Приходько, совместно с деловыми объединениями «представить до 1 июля 2016 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов». Путин посетовал на то, что «предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу», и не скрывал, что все поручения на этот счет даны «давно и не единожды».
«Максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля» Владимир Путин потребовал еще 4 декабря 2014 года в прошлогоднем обращении к парламенту. 13 июля 2015 года президент направил в Белый дом конкретное поручение о подготовке доклада по реформе контрольно-надзорных органов (поручение №ПР-1348). Этот доклад правительство должно было направить в Кремль 1 декабря 2015 года. Одним из исполнителей было названо «открытое правительство» (министр Михаил Абызов).
За время подготовки этого доклада ведомствами РБК удалось обнаружить два варианта предложений, в том числе радикальное. Оно предусматривало сокращение министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание 9 крупных федеральных надзоров. Источники РБК приписывали авторство идеи Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС). Менее радикальный вариант был подготовлен Министерством экономического развития и 13 октября передан Михаилу Абызову. Минэкономики предлагало сокращать не число министерств, а число контролеров и проверок. Объединение некоторых контрольных ведомств в рамках этого варианта было возможно, но не выглядело масштабным. Основным же новшеством было создание «объединенных» инспекций на региональном или муниципальном уровне, которые проверяли бы только определенный круг небольших предприятий.
Следов доклада, который должен был быть отправлен в Кремль 1 декабря, РБК обнаружить не удалось. «Конфликт интересов слишком велик — ничего отправлено не будет», — предупреждал в ноябре правительственный чиновник.
Абызов после объявления президентского послания в четверг сообщил журналистам, что доклад с предложениями по оптимизации работы контрольно-надзорных органов минувшей осенью был представлен в правительство. «Сейчас мы вместе с деловым сообществом и экспертами в еженедельном режиме работаем на площадке подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций и над текстом законопроекта о госконтроле, и над общими принципами оптимизации работы контрольно-надзорных органов», — сказал Абызов. При этом законопроект о госконтроле Минэкономразвития представило еще 15 апреля. И в целом предусмотренный этим проектом «риск-ориентированный подход» к проверкам, который подразумевает уход от недифференцированной шкалы проверок всех субъектов один раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик, был отвергнут «открытым правительством» в мае. Тогда источники РБК рассказывали, что законопроект «положили под сукно». Вчера в правительстве дальнейший ход подготовки реформы не комментировали. «Ничего нового пока не написано», — сказал чиновник одного из ведомств экономического блока.
Размножение ведомств
Вместо «самосокращения» правительства Владимир Путин поручил Белому дому создать две новые сущности. Первая — «специальный проектный офис». Основная задача этой структуры — «создать механизм сопровождения наиболее значимых проектов». Президент пояснил, что «необходимо вносить точечные изменения в законодательство, снимать административные барьеры, оказывать помощь с развитием инфраструктуры, с продвижением на внешние рынки», а эти вопросы, по его словам, часто выходят за рамки одного ведомства.
Из слов президента следовало, что одним из таких проектов может стать «создание крупных российских частных компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира». «У нас есть, что поставлять», — подчеркнул он.
Идея создания такого проектного офиса не нова. Ее не первый год лоббирует «Деловая Россия». В 2014 году о ней не раз говорил вице-президент организации Илья Семин. В июне 2015 года Владимир Путин, выступая на Петербургском экономическом форуме, также вспомнил о проектном офисе. Как следует из поручения президента по итогам форума, правительство должно было «представить предложения сформировать специализированные организационные штабы («проектный офис»)» к 1 ноября 2015 года. Были ли подготовлены такие предложения, Путин впоследствии не уточнял. Но источник, близкий к администрации президента, рассказал РБК, что создание интернет-продавцов для торговли с зарубежьем лоббируют Минкомсвязи, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). Собеседник РБК признает, что «идея сырая, до проработки деталей пока не дошло». Представители министерства, ФРИИ и РАФ сообщили РБК, что не в курсе, о чем конкретно говорил Путин в послании. Предложений по созданию этой организации не поступало и в Минэкономразвития, сказал представитель ведомства.
Госзакупки патентов и технологий
Еще одна структура, которую предложил создать Путин, — агентство по технологическому развитию. По словам президента, оно «будет оказывать предприятиям помощь в приобретении отечественных и зарубежных патентов и лицензий, инжиниринговых услуг». Как пояснил РБК первый зампред общественного совета при Минпромторге и сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, «эта идея проходит как элемент Национальной технологической инициативы, которую курирует помощник президента Андрей Белоусов». Основные дорожные карты этой инициативы создавались в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), рассказал представитель деловой организации.
Данилов-Данильян также сказал, что идея создания такого «агентства трансфера технологий» обсуждается около полутора лет. На правительственных площадках уже звучало, что это будет либо автономная некоммерческая организация или же акционерное общество, и оно будет первое время на 100% принадлежать государству. Какому ведомству напрямую будет подчиняться агентство, еще не решено. «На наш взгляд, это должен быть президентский или премьерский уровень», — сказал он.
По словам Данилова-Данильяна, «многие технологии являются иностранной собственностью и в нашей стране не развивались. «Становится очень актуальной тема трансфера технологий — закупки лицензий и прав и налаживание выпуска соответствующей продукции, создание инжиниринговых центров, которые позволят продолжать развивать эти технологии или создавать что-то альтернативное или более продвинутое». Сейчас приобретением таких лицензий и прав занимаются отдельные компании. «Это все несистемно. Наши загранпредставительства не настроены на эту работу, у них нет соответствующих поручений по этому поводу, они слабо этим занимались. На это нужна целенаправленная государственная политика», — говорит Данилов-Данильян. Впрочем, в Минэкономразвития, которое курирует торгпредства за рубежом, проектов по созданию подобного агентства не видели.