Китайские заработки Микки-Мауса
Американская корпорация Disney напала на золотую жилу в Китае — образование. В 2008 году подразделение Disney Publishing Worldwide открыло в стране первую школу обучения английскому языку для детей. Новый бизнес оказался прибыльным, а главное, перспективным — китайцам с юных лет прививается любовь к продукции Disney. К 2015 году компания планирует расширить сеть до 150 школ.
В середине 2000-х годов корпорация Disney стала искать новые источники дохода в Китае. Корпорация к тому времени столкнулась с рядом проблем — показ ее лент в кинотеатрах ограничивался властями, пиратские копии отбирали значительную часть прибыли, кроме того, она не смогла запустить собственный телеканал. Тогда компания решила нетрадиционным способом добраться до кошельков родителей, пишет The Financial Times.
Проведя ряд исследований, Disney пришла к выводу, что при текущей политике «одна семья — один ребенок» получается формула «4:2:1», то есть на одного ребенка приходится двое родителей и четыре бабушки с дедушками. Родственники не скупятся на детей, понимая, что в будущем тем предстоит их содержать. Особенно не жалеют они денег на образование — китайцы тщательно выбирают школы для своих отпрысков, а английский язык считают пропуском в светлое будущее.
Тенденции способствовал рост благосостояния китайцев — с 1990 года показатель в среднем рос на 8% в год. «С увеличением доходов китайцы стали больше тратить на образование дошкольников и школьников младшего возраста. Английский язык воспринимается как самый важный предмет. Родители считают, что именно он поможет в будущем их ребенку получить хорошо оплачиваемую работу», — цитирует Bloomberg президента языковой школы New Oriental Луиса Се. При этом китайцы доверяют американским брендам, воспринимая их как синоним прогресса и успеха.
В 2008 году Disney открыла в Шанхае первую школу английского языка для детей в возрасте от 2 до 12 лет. В группах учатся до 15 человек, при этом вся информация подается через персонажей мультфильмов Disney. На конец 2012 года сеть Disney English уже насчитывала 44 школы в десяти крупнейших городах Китая. Стоимость годового обучения (по два занятия в неделю) составляет около 1,8 тыс. долл., что довольно дорого для КНР. Однако ажиотаж настолько высок, что родители записывают детей в листы ожидания еще не открывшихся школ. По словам главы сети школ Эндрю Шугармена, к 2015 году Disney English откроет 148 подобных учебных заведений, которые смогут принять 150 тыс. детей в год. Шугармен не раскрывает финансовых результатов по проекту, но отмечает, что он прибылен, а к 2015 году годовая операционная выручка Disney English превысит 100 млн долл.
«Это очень эффективный маркетинговый ход. С самого начала компания «промывает мозги» китайским детям, выращивая лояльных клиентов», — сказал председатель совета директоров Shangyang Enterprise Management Consulting Шан Ян. «Во время обучения дети окружены персонажами Disney, так что герои мультфильмов практически наверняка им понравятся. Определенно после такого обучения дети захотят посетить Диснейленд в Шанхае, строительство которого должно быть завершено в 2015 году», — более мягко высказался аналитик Phillip Securities Research Ван Бин.
По самым скромным подсчетам экспертов, рынок обучения китайских детей английскому языку оценивается в 3,7 млрд долл. При этом ежегодно он растет на 12%. Пока Disney English существует только в Китае, однако руководство компании не исключает, что сеть расширится за счет новых школ в других странах, например в Бразилии.