Русское искусство в XXI веке подорожало в 20 раз
В целом, обороты аукционной торговли в сегменте "русское искусство" с 2000г. по 2006г. выросли в 20 раз, достигнув 153 млн долларов, – русское искусство выступает драйвером рынка (совокупный объем торгов за тот же период вырос лишь в 1,5 раза). Но говорит ли это о внезапном буме на "русское" в мировых масштабах? Эксперты не строят иллюзий.
"Локомотивом бешеного роста цен на русское искусство является в первую очередь российский спрос", - заявил в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" президент Kunst Asset Management Cергей Скатерщиков. То есть речь идет, скорее, о диверсификации инвестиций: предметы искусства наряду с драгметаллами, ценными бумагами, недвижимостью и т.п. используются как инструмент сбережения денег.
При этом правильнее говорить не столько об интересе к русскому искусству, сколько о возросшей активности коллекционеров из России. "На рынке больше русских коллекционеров, чем русских картин", - считает гендиректор "Sotheby's Россия и СНГ" Михаил Каменский, объясняя рост цен именно дефицитом русского искусства. И коллекционеров из России вполне можно было бы считать патриотами, если б русские картины большей частью не хранились за рубежом.
Как бы то ни было, "российский спрос" обещает бум на "русское" в будущем. И в его ожидании российские банки даже начали предлагать новые услуги по арт-банкингу.
"Предметы искусства обладают меньшей подвижностью, чем ценные бумаги, - объясняет М.Каменский, - но при корректном консультировании или правильном выборе времени для инвестиций, это долгосрочное и прибыльное вложение". Правда, пока эта услуга носит характер некой виньетки: "частное клиентское обслуживание, наличие арт-банка" и т.п., - отмечает С.Скатерщиков, - арт-банкинг сводится к организации приглашений на крупные выставки и к знакомствам с международными консультантами". Формально, арт-банкинг включает и такой важный пункт, как страхование коллекций.
Пока что обороты арт-банкинга в России невелики, и трудно прогнозировать будущее этой услуги. Как правило, банкам не выгодно работать с частными инвестициями в искусство, поскольку основными игроками арт-рынка выступают дилеры, консультанты и авторитетные галеристы. Но в качестве допуслуги арт-банкинг имеет все шансы прижиться на "богатой почве" в России - как минимум - расширив ассортимент банковской рекламы.
Отметим, бум коллекционирования ожидается и в других развивающихся экономиках мира (глобализация предлагает одни и те же инструменты инвестирования). "Наиболее важные форпосты крупнейших инвестиционных компаний и галерей находятся на востоке и в Азии, - подчеркивает М.Каменский. - На индийском, китайском рынках. Многообещающе выглядит Персидский залив".
Однако, рассматривать арт-рынок как инструмент обогащения не стоит, предупреждают эксперты. Принципы коллекционирования не поддаются анализу - только приблизительно можно ожидать, какие предметы вырастут в цене через несколько лет. Притом, что безопасность, правильное хранение, страховка, транспортировка предметов искусства требуют огромных расходов.
Главной проблемой арт-рынка остается контрафакт: ведь рецептов определения аутентичности не существует - лучшей гарантией выступает прежний владелец (желательно культовая фигура, эмоциональная связь с которой также определяет стоимость предмета). Консультанты и дилеры не должны быть в сговоре и т.д. Но все, что касается консультаций в России – темное дело, признают специалисты. По словам председателя Российского клуба коллекционеров Валерия Дудакова, в стране "кризис экспертизы", и спасти ситуацию могут только коллегиальные экспертные советы, подкрепленные введением материальной ответственности экспертов.
Кстати, в России действует и государственная экспертиза – музеи на основе своих эталонных баз обязаны консультировать население, поясняет М.Каменский. В то же время эксперты признают нехватку специалистов этого профиля в стране – к слову, только крупнейшие банки мира могут позволить себе содержать в штате специалистов такого уровня (их услуги очень дороги).
В любом случае, традиционно ценятся русские иконы и русский авангард, впрочем, лучшей гарантией инвестиций в искусство остается их разноплановый характер. Утешением же, в случае когда коллекция дешевеет, остается эстетическое удовольствие от ее созерцания.